Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- порядок осуществления транспортирования ТКО;
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
- основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.
Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.
Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).
Сравнение ТКО и ТБО:
Период действия | До 2019 | Дано определение – в 2016, внедрен – с 2019 |
Распространение | Только на физических лиц | Физические и юридические лица |
Виды мусора | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности |
Класс опасности | IV-V | IV-V |
Исключения (что не относится к термину) | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы |

Новая запись об отходах в квитанции
Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.
Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.
Региональный оператор может организовать работу с помощью субподрядчиков, которые выполнят все операции по обращению с ТКО. К таким операциям относится и прием оплаты с населения: например, в Москве оплату этой услуги принимает «Мосэнергосбыт».
Специфика пищевых отходов
Различный мусор, который попадает на свалку из кухонь и различных заведений по производству еды обычно включает в себя испорченные продукты, которые уже нельзя употреблять в пищу. От испортившейся еды следует избавлять своевременно, так как она является идеальным местом для размножения вредных микроорганизмов и бактерий.
Очень важно следить за сроком годности производствам, которые промышляют изготавливают продукты питания, так как один испорченный продукт, находясь даже небольшое время рядом с хорошими продуктами может отрицательно сказаться на них. Испорченную еду важно отправить в мусорный бак до того, как она начнет гнить на вашей кухне, что повлечет за собой развитие болезней не только на еде. К тому же испорченная еда отрицательно повлияет на состояние гигиены в помещении.
Пищевые отходы делятся на несколько классов опасности по утилизации. Возможно, такое слышать удивительно, это ведь просто еда. Но тем не менее, это так. Вещества считаются вредными, если способны стать причиной болезни, травмы, порчи состояния здоровья при контакте с организмом человека.
Класс опасности пищевого отхода определяется по тому, какой вред он способен нанести экологии и иммунитету. Чаще всего пищевые отходы устраняют, сливая или сбрасывая их в канализацию.
По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.
В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.
Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.
Какие именно тарифы подлежат регулированию?
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
- на обработку;
- на обезвреживание;
- на захоронение.
В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.
Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Перечень кодов ТКО из ФККО
Можно выделить следующие коды ТКО.
Код ФККО | Что значит |
73110000000 | Из жилищ |
73120000000 | Уборка территорий городов, села |
73130000000 | Растительные отходы во время ухода за газонами |
73310000000 | От помещений, офисов, бытовых пространств |
73410000000 | От уборки вокзалов и так далее |
73420000000 | От уборки состава |
73490000000 | От эксплуатации общественного транспорта |
73500000000 | От торговли |
73620000000 | От мест проживания на время |
73640000000 | От мест, оказывающих соцуслуги |
73700000000 | От мест, оказывающих образовательные услуги и прочее |
73940000000 | От парикмахерских и так далее |

ТБО и ТКО: соотношение
Если говорить просто, понятие «ТКО» пришло на смену понятию «ТБО».
Обратите внимание! Если ранее твердые отходы, которые образовывались у жителей городов и сел, назывались бытовыми, сейчас их именуют коммунальными.
Состав отходов, входящих сейчас в твердые коммунальные, приведен в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Итак, в них входит:
- мусор, который образуется в квартирах и частных домах, собираемый как в общий контейнер, так и в разные, под каждый вид отходов;
- выброшенные крупногабаритные вещи;
- мусор с улицы;
- отходы от уборки придомовых территорий.
В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ТКО представляют собой:
- отходы, которые создаются в процессе потребления (кожура от овощей и фруктов, упаковка и т. п.);
- подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юрлиц и предпринимателей;
- вещи, вышедшие из строя.
Согласно изменениям, вступающим в силу 14.06.2020, из числа отходов исключается донный грунт.
Изменения в законодательстве об отходах
ТБО – понятие, использовавшееся десятилетиями. Их вывоз регулярно производился организациями, за которые несли ответственность федеральные власти. Такое состояние сферы работы с населением долго сохранялось на территории страны, но в 29 декабря 2014 года было вынесено решение, что регионы начнут самостоятельно заниматься уборкой.
Изначально давался 1 год на реорганизацию, которая была успешно проведена. После этого понятие твердых коммунальных отходов осталось в прошлом, поэтому его можно не рассматривать в сравнении. С 1 января 2016 года на всей территории Российской Федерации начала действовать новая статья законодательства. Она призвана исправить состояние на местах, обязав региональные власти полноценно осуществлять вывоз мусора.
Деятельность региональных операторов
Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.
С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.
Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:
- иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
- предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
- управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.
Отличия для организаций
Главным отличием ТБО и ТКО для организаций является обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами.
До 2022 года понятие твердые бытовые отходы включало в себя лишь мусор, созданный гражданами. Предприятия такой мусор не образовывали и, соответственно, не имели обязанности по организации процесса обращения с ним и оплате услуг обслуживающей организации.
С введением термина ТКО вопросы вывоза и утилизации мусора стали касаться и юридических лиц. Теперь каждое предприятие обязано заключить договор с регоператором и своевременно оплачивать услуги.
Единственным исключением являются организации, которые на своей территории имеют полигон для размещения ТКО. В этом случае заключение соглашения не требуется.

ТКО и ТКО – ключевые различия
После того, как вышеуказанный закон был принят, правовое поле диктует лишь одно понятие бытовых отходов твёрдого типа – ТКО (твёрдые коммунальные отходы). А вот понятие ТБО (твёрдых бытовых отходов) приобрело статус разговорного, после чего его перестали употреблять в официальной документации и соответствующих отчётах.
ТКО изначально было более широким понятием, нежели ТБО, потому как оно содержит в себе не только те отходы, которые каждый день выносят из дома рядовые граждане, но и схожий мусор от юридических лиц, к примеру, офисные отходы.
Как можно увидеть, ТКО и ТБО – это одно и то же по своей сути, и заурядным людям совсем не важны различия между этими терминами. Конкретные различия представляют ценность только для предприятий, которые собирают этот мусор и подвергают его дальнейшей ликвидации. Причина проста и была указана уже выше – разговорное значение ТБО исключены для использования в официальной документации.
Классификация твердых коммунальных отходов
На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.
- По морфологическому составу выделяют:
- органические отходы;
- резину;
- кожу;
- стекло;
- текстиль;
- древесину;
- металлы;
- пластик;
- бумагу и картон.
- По длительности использования:
- кратковременные (бумага, одежда и пр.);
- длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).
При этом нельзя считать ТКО:
- отходы от животноводческой деятельности;
- строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.
Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».
ТКО — разделение по классам опасности
Отходы могут представлять опасность для жизни людей, поэтому их разделили по классам, характеризующим степень нанесения вреда человеку.
В составе ТКО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:
I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть (градусники, люминесцентные лампы и т.д.).
II класс – предметы, негативно влияющие на природную среду, однако с возможностью дальнейшего постепенного восстановления (от 30 лет и более), если вовремя приняты меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные масла, аккумуляторы и пр.
III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна восстановится в течение десяти лет. К этому классу опасности относится строительный мусор: цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.
IV класс – вред на человека не ярко выраженный. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют бумага, дерево, пластик и пр.
V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.
Классы опасности определены в паспортах отходов – документах, в соответствии с которым оценивается угроза мусора для окружающей среды и человека. Посмотреть, к какому классу по степени опасности относится тот или иной вид ТБО, можно в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).
Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО
Жильцы выбрасывают бытовой мусор каждый день, соответственно и вывозить его должны регулярно. Кто отвечает за это? Вывоз ТБО – коммунальная услуга, за которую отвечает управляющая компания. Для этой процедуры используют специальный транспорт – мусоровоз. Это транспортное средство помогает собирать мусор и уплотнить его до возможного максимума. После чего перевозят его на мусорный полигон, а в некоторых регионах на предприятие, которое занимается переработкой отходов.
Существует большой выбор мусоровозов с разным способом загрузки: сверху, сзади и сбоку. Чаще всего используют агрегат с ручной загрузкой, так как он прост и удобен в использовании.
После того как ТБО вывезли его нужно утилизировать. Для этого сначала уменьшают объём собранных отходов, после чего применяют один из методов утилизации. Вот некоторые из них:
- захоронение;
- компостирование;
- сжигание;
- переработка.
Последний является современным способом утилизации, который активно разрабатывают во многих странах.