Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое сервитут: особенности заключения договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В процессе хозяйственной деятельности нередко возникает необходимость использования недвижимого имущества других лиц, будь то доступ к вспомогательным помещениям здания, или возможность прохода/проезда. Для установления права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом и применяется сервитут. Разберемся, что представляет из себя сервитут и каких видов он бывает.
Стадии регистрации сервитутного права
Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.
-
Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
-
Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
-
Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
-
Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.
Paзнoвиднocти зeмeльныx cepвитyтoв
Cepвитyты нa зeмeльныe yчacтки клaccифициpyютcя нecкoлькими cпocoбaми в зaвиcимocти oт вpeмeннoгo фaктopa иcпoльзoвaния нaдeлoв:
- cpoчный — тpeбyeтcя для peгиcтpaции oпpeдeлить тoчный cpoк дeйcтвия oбpeмeнeния. Нeoбxoдимocть в дoгoвope вoзникaeт, кoгдa тpeбyeтcя cpoчнaя пpoклaдкa кoммyникaциoнныx кaбeлeй, тpyб. Пocлe выпoлнeния cpoчныx paбoт oбpeмeнeниe cнимaeтcя;
- пocтoянный — oфopмляeтcя, кoгдa тpeбyeтcя иcпoльзoвaть нaдeл нa пocтoяннoй ocнoвe (нaпpимep, нa yчacткe pacпoлoжeн гocyдapcтвeнный пpиpoдный oбъeкт);
- пocтoяннo-вpeмeнный — фaктичecкoe иcпoльзoвaниe тeppитopии вoзникaeт в oпpeдeлeнный мoмeнт в тeчeниe бeccpoчнoгo пepиoдa.
Нaпpимep, вeдyщyю дopoгy к coбcтвeннoмy yчacткy вecнoй paзмывaeт, тoгдa гpaждaнин дoгoвapивaeтcя c coceдoм o пpoxoдe чepeз eгo тeppитopию. Cepвитyт в тaкoм cлyчae мoжeт ycтaнaвливaтьcя в бeccpoчнoм пopядкe, нo c yкaзaниeм вeceннeгo пepиoдa пoльзoвaния.
Coглacнo пpaвoвoй cтopoнe нaклaдывaния oбpeмeнeния дoгoвop клaccифициpyeтcя нa чacтный и пyбличный. B cвязи c чeм вoзникaeт вoпpoc: чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк и в чeм иx oтличиe?
Для гpaждaн в 3eмeльнoм кoдeкce дaeтcя oтвeт нa oпpeдeлeниe этиx видoв:
- Чтo тaкoe чacтный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния нaлaгaeтcя пpи зaтpaгивaнии интepecoв кoнкpeтнoгo зeмлeвлaдeльцa (физичecкoгo или юpидичecкoгo). Oгpaничeниe ycтaнaвливaют нa ocнoвaнии дoгoвopa либo cyдeбнoгo peшeния в пoльзy зeмлeвлaдeльцa.
- Чтo тaкoe пyбличный cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк —тaкoй вид oбpeмeнeния пoдpaзyмeвaeт peгиcтpaцию в Pocpeecтpe coглacнo зaкoнoдaтeльным ocнoвaм либo пo нopмaтивнo-пpaвoвoмy дoкyмeнтy, кoтopый пpиняли нa фeдepaльнoм ypoвнe или мyниципaлитeтoм. Чacтo cepвитyт пyбличнoгo oбpaзoвaния нaклaдывaeтcя пpи пpoвeдeнии кoммyникaций oбecпeчeния и oбщecтвeннoгo пoльзoвaния (гaз, вoдa, cвeт и т.п.).

Cepвитyты ycтaнaвливaютcя coглacнo 3 ocнoвным вapиaнтaм, зaкpeплeнным зaкoнoдaтeльнo:
- Нa ocнoвaнии пoдпиcaния peзoлюции пoлнoмoчным пoдpaздeлeниeм мecтнoгo caмoyпpaвлeния, мyниципaлитeтoм или гocyдapcтвoм.
- Peзoлюция пpинимaeтcя в xoдe пyбличнoгo cлyшaния o нaлoжeнии oгpaничeний.
- Нa ocнoвaнии oбщeгo coглaшeния гpyппы зeмлeвлaдeльцeв или зaинтepecoвaнныx лиц.
- Пo cyдeбнoмy пocтaнoвлeнию.
Пopядoк ycтaнoвлeния пyбличнoгo cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк cлeдyющий:
- Oбъявлeния cлyшaния мyниципaлитeтoм или aдминиcтpaциeй.
- Oфopмлeниe peзoлюции.
- Oглaшeниe peзyльтaтoв coглacoвaния пoльзoвaния yчacткoм — тpeбoвaния, кoмпeнcaция.
- Peгиcтpaция cepвитyтa в Pocpeecтpe.
Taкжe cyщecтвyeт пopядoк дoбpoвoльнoгo coглacoвaния пo иcпoльзoвaнию зeмeльнoгo нaдeлa и нaклaдывaния cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в чacтнoй coбcтвeннocти:
- 3aинтepecoвaннoe лицo oбpaщaeтcя к зeмлeвлaдeльцy c пpocьбoй o чacтичнoм пoльзoвaнии зeмлeй.
- Cтopoнaм нeoбxoдимo oфopмить coглaшeниe cлeдyющeгo coдepжaния: гpaфa o coглacии зeмлeвлaдeльцa o нaклaдывaнии oбpeмeнeния, пpaвa cтopoн, oбязaтeльcтвa cтopoн, цeли иcпoльзoвaния, плoщaдь и кoopдинaты тpeбyeмoй тeppитopии, cpoк пoльзoвaния.
- Дaлee cлeдyeт peгиcтpaция coглaшeния в Pocpeecтpe.
Для peгиcтpaции пoтpeбyютcя cлeдyющиe дoкyмeнты:
- зaявлeниe;
- квитaнция oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины (для физичecкиx лиц — 1 500 pyблeй, для юpидичecкиx — 6 000 pyблeй);
- coглaшeниe в кoличecтвe 3 экзeмпляpoв;
- coглacиe oт тpeтьиx лиц тpeбyeтcя кoгдa нyжнo ycтaнoвлeниe cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в зaлoгe, ecли нaдeл нaxoдитcя в coвмecтнoй coбcтвeннocти, ипoтeчнoм зaклaдe, apeндe.
BAЖНO. Дeйcтвиe cepвитyтa нaчинaeтcя c мoмeнтa пpoxoждeния гocyдapcтвeннoй пpoцeдypы peгиcтpaции. Пocлe этoгo зaкoнoм paзpeшaeтcя иcпoльзoвaть yчacтoк зeмли coглacнo yкaзaниям в дoгoвope, a coбcтвeнник имeeт пpaвo тpeбoвaть кoмпeнcaцию.
Хоть понятия публичного сервитута и частного во многом схожи — они преследуют одну цель, но их правовые «рамки» отличаются. Сравнение представлено в виде таблицы:
Факторы | Публичный сервитут | Частный сервитут |
Объект | земля | любая недвижимость |
Субъект | неограниченный круг лиц | конкретное лицо |
Срок действия |
— срочный (временный) — бессрочный (постоянный). |
|
Основание установления | законодательный акт |
|
Права собственника земли | при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут |
|
Причина | интерес государства, местной власти, населения | интерес отдельного лица |
Способ установления |
|
суд;
договор; |

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.
Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.
Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.
В кадастровой палате пояснили, зачем нужен публичный сервитут и что с ним делать / последние новости
Понятие «публичного сервитута» не распространено в гражданском обороте, поэтому у людей возникают вопросы, когда государственный орган требует через земельный участок провести общественный водопровод или электрические провода.
Что делать, когда на участке просят установить публичный сервитут? Для чего это нужно, что это такое и можно ли от этого отказаться? Эксперты Кадастровой палаты по Нижегородской области объяснили значение термина «публичный сервитут», как он регулируется, с какой целью устанавливается и как снять это обременение.
Публичный сервитут регулируют ст. 23 Земельного кодекса РФ и ст. 9 Лесного кодекса РФ. Решение об установлении публичного сервитута принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Основная цель публичного сервитута — удовлетворение государственных, муниципальных и общественных нужд.
Например, через дачный участок хотят провести системы газоснабжения, чтобы собственник и другие дачники могли в дальнейшем провести газ к себе на участок.
Для чего публичный сервитут может быть установлен на участке:
- для проведения через участок объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
- для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры размещаются строительная техника, временные или вспомогательные сооружения, такие как навесы, ограждения и бытовки;
- для проведения инженерных работ: подготовка документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Также установление сервитута возможно для прохода или проезда через участок, свободного доступа к водоёмам, забора водных ресурсов и водопоя, прогона животных, сенокошения, выпаса животных, а также охоты, рыболовства и рыбоводства.
Публичный сервитут может быть установлен на конкретный срок. Например, на время дорожных строительных работ на участке могут расположить строительные материалы и временные постройки.
Кроме того, публичный сервитут может быть бессрочным, если на участке проводят водопровод и электросети.
Термин «сервитут» имеет большую историю – как и многие понятия из сферы юриспруденции, он берет свое начало в римском праве. В то время сервитуты заключались для того, чтобы хранить плоды в соседском доме, брать тычины для винограда у соседей, плавать рядом с соседним участком, выпускать дым из сыроварни в сторону другого здания, расположенного поблизости, но принадлежащего иному человеку. В сервитутах регулировались различные моменты: высота забора и деревьев, количество этажей в здании. По сути, эта практика была очень удобной и гуманной – благодаря соглашениям сервитута соседи избегали разногласий и устанавливали правила, которые позволяли жить в комфорте и согласии.
Само слово сервитут происходит от латинского servitus, что дословно переводится как «подчиненное положение».

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
Частный сервитут может устанавливаться для:
-
обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
-
прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
-
обеспечения водоснабжения и мелиорации;
-
также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.
Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.
Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.
В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?
Пожалуйста расскажите — чем отличается сервитут от аренды на землю. Нам нужно оформить права под линейными коммуникациями (водопроводом, канализацией и линиями электропередачи). Можем ли мы оформить соглашение о сервитуте? И если да, то как долго длится оформление и какой будет плата за сервитут?
Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).
Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав
Вид права | Владение | Пользование | Распоряжение |
Собственность | Да | Да | Да |
Аренда | Да | Да | Нет |
Сервитут | Нет | Да | Нет |
Публичный сервитут: особенности установления. Права и обязанности обладателя публичного сервитута
После того как мы рассказывали Вам о том, что такое сервитут в видео: «Просто о сложном. Публичный сервитут» на наш сайт поступало много вопросов о публичном сервитуте (Далее – ПС), как он устанавливается и какие ограничения накладывает.
В данной статье мы собрали всю основную информацию и раскрываем такие вопросы:
Что такое сервитут. Цель установления. Чем частный сервитут отличается от публичного?
Сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.
- по соглашению между собственником участка и соседями — частный;
- по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо — публичный.
Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.
Публичный же сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий. Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.
ПС может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Цели установления ПС различны. Например, в соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса РФ (Далее — ЗК РФ):
- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
- устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
- складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
- проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ЗК РФ, устанавливается для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
Отметим, что 01.09.2022 в силу вступает Федеральный закон от 14.07.2022 № 284-ФЗ, в соответствии с которым для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения государственные и муниципальные земли разрешено использовать без их предоставления и установления сервитута, ПС.
Основное отличие между частным сервитутом и публичным сервитутом заключается, прежде всего, в круге лиц, для которых он устанавливается: частный сервитут устанавливает для частных лиц; публичный предназначен для обеспечения интересов государства, органов местного самоуправления или населения в больших масштабах.
В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю? На данную тему мы провели большой сравнительный анализ, результаты которого имеют большую популярность. Ознакомится можно в одноименной статье: «В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?»
Условия установления ПС регламентируются статьей 39.39 ЗК РФ.
- ПС устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления на основании ходатайства об установлении ПС;
- Установление ПС допускается только при условии обоснования необходимости его установления;
- Установление ПС осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
В отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, не допускается установление ПС в целях:
1) размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также — инженерные сооружения);
2) складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
за исключением случаев, если это требуется, для:
1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Ходатайство об установлении сервитута
Регламентирован данный вопрос статьей 39.41 ЗК РФ, в которой содержится подробная информация о том, что что должно быть указано в ходатайстве и как готовиться обоснование необходимости установления ПС.
В соответствии со статьей 39.40 ЗК РФ, с ходатайством вправе обратиться следующие организации:
1) являющаяся субъектом естественных монополий, — в случаях установления ПС для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;
2) являющаяся организацией связи, — для размещения линий или сооружений связи;
3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
4) подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, — в случае установления ПС в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление ПС.
Кроме это с 01.09.2022 к этому списку, в соответствии с Законом № 284-ФЗ добавятся организации:
4.1) являющаяся единым оператором газификации, региональным оператором газификации, — в случае установления ПС для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей;
4.2) осуществляющая строительство, реконструкцию инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, капитальный ремонт его участков (частей), реконструкцию, капитальный ремонт его участков (частей) в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства».
В целях принятия решения об установлении ПС орган, уполномоченный на установление ПС в срок не более чем 7 рабочих дней со дня поступления такого ходатайства, при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 ЗК РФ, направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении ПС и обеспечивает извещение правообладателей таких земельных участков.
Правообладатели земельных участков, в отношении которых испрашивается ПС, если их права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (Далее – ЕГРН), в течение 30 дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ, подают в орган, уполномоченный на установление ПС, заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с правообладателями земельных участков, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты. Правообладатели земельных участков, подавшие такие заявления по истечении указанного срока, несут риски невозможности обеспечения их прав в связи с отсутствием информации о таких лицах и их правах на земельные участки.
Такие лица имеют право требовать от обладателя ПС плату за ПС не более чем за 3 года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав). Обладатель ПС в срок не более чем 2 месяца со дня поступления указанного заявления направляет правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении ПС и вносит плату за ПС в соответствии со статьей 39.46 ЗК РФ.
Кто принимает решение об установлении публичного сервитута; Порядок принятия решения
Установление сервитута производится по соглашению двух сторон (заинтересованного лица и собственником земельного участка, а также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц), а установление ПС производится в одностороннем административном порядке решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ, ПС может быть установлен:
1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти . Если ПС устанавливается для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации . Если ПС устанавливается для размещения инженерных сооружений регионального значения;
3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд . Если ПС устанавливается в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;
4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения . Если ПС устанавливается для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения;
5) решением органа местного самоуправления муниципального района , в случае установления ПС для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1-3 статьи, в отношении земельных участков и (или) земель,
расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Принятие решения об установлении ПС регламентировано статьей 39.43 ЗК РФ.
Орган, уполномоченный на установление ПС, принимает решение об установлении ПС или об отказе в его установлении в течение 20 или 45 дней, в зависимости от целей, со дня поступления ходатайства.
Решением утверждаются границы ПС. Сведения о границах ПС прилагаются к решению об установлении ПС.
По согласованию сторон может быть утвержден иной вариант границ ПС, чем предусмотренный ходатайством.
В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения орган, уполномоченный на установление ПС, обязан:
- разместить решение об установлении ПС на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования;
- направить копию решения правообладателям земельных участков;
- направить копию решения об установлении ПС в орган регистрации прав;
- направить обладателю ПС копию решения об установлении ПС, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.
Основные этапы работ по установлению публичных сервитутов
1 этап — изыскательские и проектные работы, который включает:
- проведение инженерных изысканий;
- разработку, согласование и утверждение проектов планировки и межевания территории (Далее – ППТ и ПМТ), включая публичные слушания (если ПМТ не требуется — изготавливается кадастровый план территории с вариантами размещения инженерного сооружения).
2 этап — кадастровые работы по установлению ПС, включая:
- установление границ ПС в системе координат, принятой для ведения ЕГРН;
- подготовку ходатайства об установлении сервитута и прилагаемых документов.
3 этап — подготовка решения об установлении ПС, включающий:
- подготовка и принятие решения уполномоченного органа об установлении ПС;
- направление копии решения в орган регистрации прав, публикация, направление правообладателю земельного участка и обладателю ПС.
4 этап — внесение сведений о ПС в реестр границ ЕГРН, который включает в себя:
- внесение сведений о ПС в ЕГРН;
- направление обладателю ПС по адресу его электронной почты сообщение об установлении такого сервитута в течение 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений.
5 этап — заключение соглашения о ПС, включающий:
- установление платы;
- расчет убытков, включая упущенную выгоду и стоимость затрат на биологический этап рекультивации.
В случае разногласий обладатель ПС вносит плату за ПС в депозит нотариуса согласно пунктов 11-13 статьи 39.47 ЗК РФ.
В случае отсутствия соглашения об осуществлении ПС, обладатель ПС действует на условиях, указанных в решении об установлении ПС.
Решение об установлении ПС может быть оспорено правообладателем земельного участка в суде до истечения 30 дней со дня получения соглашения об осуществлении ПС.
Внесение сведений о публичном сервитуте в ЕГРН и государственная регистрация сервитута
В отличии от сервитута публичный сервитут не подлежит государственной регистрации прав в ЕГРН. Публичный сервитут включается в реестр сведений о границах ЕГРН.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 12.07.2015 № 218-ФЗ, в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:
- цель установления публичного сервитута;
- срок публичного сервитута;
- описание местоположения границ публичного сервитута;
- обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним в случае;
- реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения);
- наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.
Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа государственной власти, органа местного самоуправления или суда о прекращении публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.ЗК РФ, публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН. Далее приступают к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Сервитут: понятие и виды
Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута. При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.
Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку. Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.
При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты. Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут. Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.
Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.
В зависимости от объекта, целей, собственника и количества пользователей сервитут может быть публичным или частным. В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ, право ограниченного пользования землей предоставляется администрацией муниципального образования, если этого требуют интересы его населения. Для установления публичного сервитута нужны общественные слушания, по результатам которых будут зафиксированы требования пользователей. Перечень ситуаций, в которых может потребоваться публичный сервитут, содержится в Земельном кодексе РФ:
- необходимость обеспечить доступ к водоему;
- ремонт инженерных коммуникаций;
- проведение геодезических, изыскательских работ;
- установка межевых знаков;
- организация охоты, рыбалки;
- проведение дренажных работ;
- выпас скота.
Частный сервитут устанавливается между собственником земли и одним пользователем. Например, чтобы провести электричество на свой участок, вы должны поставить столб на земле соседа. Для этого вы просите его предоставить частный сервитут на постоянной основе.
Виды земельных сервитутов
В зависимости от цели сервитут может быть частным – установленным в интересах ограниченного круга лиц, или публичным – установленным в интересах государства, муниципалитета или местного населения (публичный сервитут).
Также в зависимости от срока действия сервитут может быть срочным и постоянным. Временные рамки действия срочного сервитута оговариваются сторонами при составлении договора. Постоянный (или бессрочный) – действует до тех пор, пока не исчерпывается его необходимость или пока он не создает препятствий для владельца земли в ее использовании.
Важно! Законом предусматривается не только разделение сервитута на частный и публичный, но и предусматриваются различные способы внесения сведений о них в ЕГРН. Подробности об этом читайте ниже в инструкции.
Классификация: законодательство, порядок, документы, оплата
Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.
Так законом установлено два основных типа:
- не общественный (частный);
- общественный (публичный).
Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:
- для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
- для подведения коммуникаций к дому;
- для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.
Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:
- доступности транспортной инфраструктуры;
- выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
- свободного доступа к прибрежной территории;
- использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
- размещения межевых меток (знаков) и т.д.
По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.
Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:
- гражданскому (здания, сооружения и т.д., без привязки к земельному участку);
- земельному;
- лесному;
- водному;
- воздушному (исключительно в интересах государства, например, пролету самолетов через воздушное пространство другого государства).
Порядок установления сервитута
Процедура установления сервитута на земельные участки и его прекращения регламентируется гражданским законодательством и аналогичными нормативами земельного законодательства.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 274 Гражданского кодекса право на ограниченное использование чужого земельного участка устанавливается:
- по письменному соглашению между владельцем и заявителем;
- при возникновении спорной ситуации, по решению судебного органа;
- по праву наследования или безвозмездного использования участка.
Есть небольшое отличие частного сервитута, от публичного сервитута. Собственник участка земли, которым будут пользоваться другие граждане, имеет право потребовать плату. Своего рода, это арендные отношения. То есть, предоставляя в частное пользование соседям часть своего надела в добровольном порядке, собственник может требовать соразмерную плату за полученные неудобства в связи с сервитутом.
Если же сервитут публичный, то плата должна быть истребована с государственного или муниципального органа, ради нужд которого произошло временное изъятие. Но, если собственник решит продать свой надел, он должен предупредить покупателя и представить ему документы об обременении. Отчуждение права не является основанием для прекращения действия сервитута.
Важно! Установление сервитута не является чей-то прихотью. Это вынужденная необходимость, которую нужно доказать! Как только эта необходимость будет ликвидирована, то и действие сервитута также необходимо прекратить.