Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия госслужащим в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По уверениям экспертов и аналитиков увеличивать срок официального выхода на пенсию в России пришлось из-за того, что количество неработающих граждан неуклонно растет. Это может повлечь за собой разбалансировку системы выплаты пенсий. И государство вообще не сможет выдавать платежи своим пожилым гражданам.
Пенсия госслужащих и индексация в связи с увеличением зарплат
Госслужащие имеют право на оформление пенсии за выслугу лет в случае, если стаж на соответствующем месте службы составляет не менее 16 лет. Пенсия по выслуге лет рассчитывается по формуле доход за год/12 месяцев. В 2023 году анонсировали увеличение зарплат госслужащих, в связи с чем появился вопрос – а размер пенсии вырастет?
Да, действительно, пенсия с 1 января 2023 года по выслуге лет будет увеличена. Не для всех, повышения коснуться сотрудников центрального аппарата МИД России, органов публичной власти, сотрудников представительств РФ и далее. Регулирует список должностей и индекс увеличения пенсии Постановление Правительства РФ от 28 января 2022 г. № 62. Надбавки применятся как раз с 1 января текущего года.
А вот увеличение зарплат госслужащим на повышении никак не отразиться. При возникновении вопросов стоит обратиться в любое отделение Социального Фонда РФ для уточнения информации по расчету выплаты.
Зачем отодвинули срок
В 70-х годах 20 века на пенсионную выплату одного пенсионера трудились 3,7 гражданина. В 2022 году количество работающих снизилось до 2 граждан. К 2044 году количество таких работников и вовсе снизится до 1,5 человек.
Дополнительным поводом аналитики приводят увеличение продолжительности жизни. Поэтому гражданин гораздо дольше находится на попечении государства и других трудящихся, чем было раньше. Насколько объективны такие заявления мнения расходятся.
Варианты исчисления выплаты
Запомните основное требование, что в алгоритм просчета не добавляются декретные выплаты и отпуска за свой счет. Помимо этого, общая процедура исчисления пособия такова:
- При отсутствии вышеуказанных событий средний доход можно узнать посредством суммирования всех полученных зарплат за год и поделить полученную цифру на 12.
- Жителям Крайнего севера к пенсии насчитывают повышающие коэффициенты, что значительно увеличивают сумму к получению ими на руки.
- Если у человека есть периоды декретов или неоплачиваемых отпусков в последнем году работы, то тогда годовой заработок делится уже не на 12, а на общее отработанное время в году и находится произведение полученного показателя и 12.
Хотя законодатели тщательно старались все продумать, недостатки в принятой схеме все же присутствуют. Сумма пенсий зачастую меньше получения страховой пенсии по трудовому стажу для обычных людей, что не трудились на благо отчизны. Следовательно терялся всякий смысл оформлять пенсию по выслуге лет, в то время как за общий стаж труда можно было получить большую цифру.
Важный условием, о чем не стоит забывать, выступает наличие минимума установленного нормативными документами стажа труда на госдолжностях. Также огромное значение имеет возраст будущего пенсионера, так как с момента принятия нового пенсионного законодательства каждый год он будет повышаться (ФЗ № 400). Условия для получения права на пенсию госслужащим таковы:
- Иметь в распоряжении достаточное количество лет страхстажа.
- Быть в возрасте, допустимом для ухода на отдых.
- Не состоять на должности в момент обращения в пенсионный орган для присвоения выплаты.
Таким образом вся госслужба вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение, состоящее из двух частей:
- Пенсия за выслугу лет при выполнении вышеоговоренных условий (N 166-ФЗ).
- Часть страхпенсии по возрасту
Делая вывод из это нормы, можно утверждать, что все госслужащие в итоге просчета получать две пенсии. Страховая пенсия состоит из той части, что присваивается после оформления выплаты за выслугу лет. Новое нормотворчество изменило не только общий подход к понятию пенсии, н и естественно алгоритмы ее просчета.
Много говорится о страховой доли в общей величине выплаты. Это своего рода соотношение всего пенсионного капитала к выбранному периоду для расчета пособия, исчисляемый месяцами.. это капитал накапливается в момент от назначения пенсии по выслуге и временем уходя на отдых человеком по факту.
Знайте, что теперь добавлен к страховому стажу отпуск по уходу за ребёнком. Трудоспособный и активный человек вполне может повысить свою часть страховой пенсии, продолжая трудиться и на пенсии на своей или иной должности. Это поможет быть ему более социально защищенным после ухода на пенсию.
Размер пенсии госслужащим по выслуге лет
С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет
Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Что включается в стаж государственной гражданской службы
Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):
- Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
- Должности прокурорских работников.
- Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
- Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
- Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
- Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
- Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
- Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
- Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Правомочия на пособия
Госслужащие с присужденной послужной пенсией, обладающие 15-летним стажем, с включением периодов, определяемых ч. 2 ст. 19 ФЗ-400, при достижении требуемой возрастной планки, приобретают возрастное обеспечение, устанавливаемое к послужной пенсии. Учитывается также совокупный ИПК за рабочий год после установления послужной дотации. После выхода нового закона уже в 2022 г. для приобретения соответствующих правомочий мужчинам следует иметь возраст 61 год, а женщинам — 56.
В страховой стаж включают:
- деятельность, определяемую ст. 11 ФЗ;
- а также работа, учитываемая при подсчете стажа госслужбы для оформления послужной дотации согласно ст. 19 ФЗ-166;
- деятельность, учитываемая для назначения возрастной пенсии, к которой установили послужную выплату.
Выход госслужащего на пенсию: выходное пособие, компенсации, выплаты
Увольнение госслужащего в связи с выходом на пенсию возможно на основании достижения работником общеустановленного пенсионного возраста, либо в связи с приобретением госслужащим права на пенсию по выслуге.
В каждом из вышеперечисленных случаев основанием для увольнения является заявление работника, оформленное на имя представителя нанимателя в установленном порядке.
Если на момент оформления заявления сотрудник приобрел право на пенсию, то наниматель обязан уволить его по дате, указанной в заявлении. Требовать от госслужащего-пенсионера 2-недельной отработки перед увольнением наниматель не вправе.
При увольнении в связи с выходом на пенсию госслужащему выплачивается зарплата и компенсация неиспользованного отпуска. Выплата выходного пособия госслужащему при выходе на пенсию возможна при условии, что данный вид выплат утвержден локальными нормативными актами, регулирующими порядок оплаты труда в госоргане.
Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)
с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%
с 01.10.2013 г.произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%
с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281)[31]. Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.
с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.
Таким образом, в декабре прошлого года все пенсионеры МВД России получили предварительно пересчитанную январскую пенсию, а в феврале-марте 2014 года пенсии будут выплачиваться исходя из новых размеров окладов по должностям, которые сотрудники (военнослужащие) МВД России занимали на день увольнения со службы (при оформлении пенсии).
Заключение
В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.
Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что «проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем».
Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института — полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.
На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.
Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников — в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом — в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).
Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников. Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.
Доплата к пенсии госслужащим
К октябрю ее стаж будет составлять в общей сложности 24 года. Доход Людмилы Ивановны за 2016 год в среднем составляет 17235 рублей в месяц. Применяем формулу расчета пособия госслужащим: (45%СМЗ – СО) + 3%СМЗ * С = (45% 17235 – 7190) +3% 17235 * 9 = 5219, 20 руб. Данная сумма является пенсией по выслуге лет. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по пенсии госслужащим Вопрос: Есть ли возможность получать пенсию по выслуге лет до официального достижения пенсионного возраста, если уже имеется 15-летний стаж в сфере государственной деятельности? Ответ: Закон «О государственном пенсионном обеспечении» говорит о том, что получение пенсионного обеспечения по выслуге лет возможен только при оформлении страховой пенсии по старости или при общем трудовом стаже в 25 лет. Пенсия по выслуге лет рассчитывается только в данных случаях.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Назначается ли пенсия госслужащему, если лицо продолжает занимать должность, но имеет достаточный стаж?
При нахождении лица на госслужбе дополнительные выплаты в связи с исполнением обязанностей ФГС не осуществляются. Трудоустройство на прочие работы, не связанные с ФГС, сохраняет возможность получения пособия.
Вопрос №2. Как поступить в случае, если лицо, получающее пенсию госслужащего, начало исполнять должность ФГС?
Выплаты пособия лицам, вернувшимся на госслужбу, приостанавливаются. О назначении на должность служащий в течение 5 дней обязан сообщить в орган, начисляющий выплаты.
Вопрос №3. Сколько времени отводится отделу кадров на оформление пенсии госслужащего?
После обращения работника для оформления пенсии, право на которую возникает при занятии должностей ФГС, отдел кадров должен проверить состав и соответствие требованиям документов с последующей передачей в ПФР или соответствующее ведомство в течение 2 недель.
Вопрос №4. Будет ли пересматриваться ранее назначенная пенсия в связи с введением изменений относительно стажа и возраста?
Лицам, получавшим до 1 января 2017 года ранее начисленную выплату, пересмотр размера пособия производится не будет.
Вопрос №5. Сохраняются ли при назначении пособия по выслуге лет льготы, надбавки госслужащим, полученные при исполнении обязанностей в других структурах?
Получение пенсионного обеспечение госслужащим не лишает лиц права на льготные выплаты, установленные по иным основаниям.
Льготы для госслужащих
Кроме социальных гарантий, которыми госслужащие пользуются наравне с остальными гражданами, им предоставляются специальные льготы. Полный их перечень содержится в ФЗ за №79, в 2022 году они имеют право:
- лечиться бесплатно в любых медицинских учреждениях;
- получать раз в году премию;
- возмещать затраты на топливо, если используют личное авто в служебных целях;
- на специальные выплаты, зависящие от оклада, в момент ухода на пенсию;
- увеличенный отпуск;
- обучение за бюджетный счет;
- зачисление в резерв кадров;
- получить субсидию для покупки квартиры.
Субъектам РФ предоставлено право введения дополнительных льгот. На госслужащих успевших оформить пенсию ранее, новые требования не распространяются. Чиновники уже посчитали экономию бюджетных средств за счет нововведений. Она составляет 600 млн. рублей. Теперь дефицит ПФ станет меньше. По сведениям из официальных источников, вскоре планируется повысить уровень оплаты труда и увеличить размер пенсий госслужащих.
Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста
Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), вправе продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.
Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период допустимо увеличить максимум до 70. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.
Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.
Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих
11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет и до 65 для мужчин.
В действие закон от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступил с 1 января 2017 года. Он предполагает увеличение пенсионного возраста ежегодно на шесть месяцев в период с 2017 по 2020 г., а затем с 2021 года ежегодно на год. Для мужчин окончательные нормативы будут установлены с 2023 года, а женщин — с 2026.
Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.
Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.
Правомочия на пособия
Госслужащие с присужденной послужной пенсией, обладающие 15-летним стажем, с включением периодов, определяемых ч. 2 ст. 19 ФЗ-400, при достижении требуемой возрастной планки, приобретают возрастное обеспечение, устанавливаемое к послужной пенсии. Учитывается также совокупный ИПК за рабочий год после установления послужной дотации. После выхода нового закона уже в 2021 г. для приобретения соответствующих правомочий мужчинам следует иметь возраст 61 год, а женщинам — 56.
В страховой стаж включают:
- деятельность, определяемую ст. 11 ФЗ;
- а также работа, учитываемая при подсчете стажа госслужбы для оформления послужной дотации согласно ст. 19 ФЗ-166;
- деятельность, учитываемая для назначения возрастной пенсии, к которой установили послужную выплату.
Рубрика “Вопросы и ответы”
Вопрос №1. Назначается ли пенсия госслужащему, если лицо продолжает занимать должность, но имеет достаточный стаж?
При нахождении лица на госслужбе дополнительные выплаты в связи с исполнением обязанностей ФГС не осуществляются. Трудоустройство на прочие работы, не связанные с ФГС, сохраняет возможность получения пособия.
Вопрос №2. Как поступить в случае, если лицо, получающее пенсию госслужащего, начало исполнять должность ФГС?
Выплаты пособия лицам, вернувшимся на госслужбу, приостанавливаются. О назначении на должность служащий в течение 5 дней обязан сообщить в орган, начисляющий выплаты.
Вопрос №3. Сколько времени отводится отделу кадров на оформление пенсии госслужащего?
После обращения работника для оформления пенсии, право на которую возникает при занятии должностей ФГС, отдел кадров должен проверить состав и соответствие требованиям документов с последующей передачей в ПФР или соответствующее ведомство в течение 2 недель.
Вопрос №4. Будет ли пересматриваться ранее назначенная пенсия в связи с введением изменений относительно стажа и возраста?
Лицам, получавшим до 1 января 2017 года ранее начисленную выплату, пересмотр размера пособия производится не будет.
Вопрос №5. Сохраняются ли при назначении пособия по выслуге лет льготы, надбавки госслужащим, полученные при исполнении обязанностей в других структурах?
Получение пенсионного обеспечение госслужащим не лишает лиц права на льготные выплаты, установленные по иным основаниям.