Утвердили особенности энергосервисных контрактов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утвердили особенности энергосервисных контрактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Рекомендации по заключению энергосервисного контракта

Ожидаем, когда появятся следующие документы (новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий). Пока же действовать предлагается следующим образом:

  1. Вносим изменения в программу энергосбережения, актуализируем ее в части мероприятий по модернизации системы отопления объектов;
  2. Выявляем необходимый объем финансирования для реализации сформированных мероприятий;
  3. Направляем в соответствующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения), для начала, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, запрос на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
  4. Если в ответ приходит отказ с аргументацией об отсутствии дополнительных бюджетных средств – прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы отопления внебюджетные средства, энергосервисный контракт.

Вся работа по подготовке и проведению закупки на энергосервис проводится в соответствии с положениями федерального закона №44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.

Каждому региону целесообразно разработать и утвердить собственную типовую форму энергосервисного контракта (в составе принципов, списка основных статей и разделов контракта), технического задания к нему и состав приложений. Сделать это можно, адаптировав под свои условия форму, рекомендованную Минэкономразвития России. При адаптации рекомендуемых форм нужно учесть региональные особенности закупок. Впоследствии наличие региональных рекомендаций значительно упростит всем бюджетным учреждениям на территории работу с энергосервисными компаниями, взаимодействие с контролирующими органами.

Предмет контракта формулируется как «оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса».

1 этап. Подготовка (определение начальных условий)

1.1. Формирование требований к энергосервисной компании

1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ

1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии

1.4. Подбор технических решений

1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта

1.6. Определение сроков контракта

1.7. Согласование проекта с учредителем организации

2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений

2.1. Подготовка конкурсной документации

2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке

2.3. Проведение конкурса

2.4. Заключение контракта с победителем конкурса

2.5. Регистрация энергосервисного контракта

3 этап. Производственный

3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде

3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ

3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)

4 этап. Доходный

4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику

4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании

4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств

4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика

1. Предварительный аудит объекта заказчика

Основная задача: Сбор обобщенных данных об объекте заказчика для экспресс оценки потенциала проекта.

Сроки проведения: 1 неделя с момента получения данных.

Действия: Сбор данных на основе опросного листа энергосервисной компании (тип и количество используемового обоудования, режим работы освещения, тарифная ставка итд.). Расчеты минимальных прогнозируемых значений потенциала экономии электроэнергии и расходов на эксплуатацию действующего освещения. Приблизительный подбор более энергоэффективного оборудования на замену действующему.

Исполнитель: Энергосервсная компания.

Форма проведения: Безвозмездно.

2. Согласование условий контракта

Основная задача: Достижение договоренностей по правам и обязательствам сторон, порядку определения экономии и тд.

Сроки проведения: Несколько недель с момента получения образца типового договора.

Действия: Соответствие требованиям постановлению правительства №636. Определение базисных показателей потребления и учета факторов, которые могут повлиять на объемы потребления в будущем. Согласование цены контракта и минимальной величины экономии топливно-энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена ЭСКО. Согласование срока действия контракта.

Исполнитель: Энергосервсная компания и администрация муниципалитета.

Форма проведения: Безвозмездно при условии отсутствия консультации со стороны юридических фирм.

3. Предпроектный энергоаудит объекта заказчика

Основная задача: Сбор исчерпывающих данных об объекте заказчика для подготовки технического проекта

Сроки проведения: от одного до двух месяцев

Действия: Анализ договорных условий на энергоснабжение систем уличного освещения. Анализ потребления электроэнергии за последние два года. Анализ состояния коммерческого и технического учета потребления электроэнергии. Составление перечня существующего осветительного оборудования. Проведение замеров уровня освещенности дорожного полотна. Анализ качества напряжения в узлах нагрузки сети уличного освещения.

Исполнитель: Энергосервсная компания или аудиторская компания

Форма проведения: Безвозмездно при условии наличия энергопаспорта объекта. Возмездно при отсутствии данных.

4. Утверждение технического проекта

Основная задача: Определение потенциальной эффективности проекта. Техническое предложение

Сроки проведения: До одного месяца

Действия: Определение окончательных параметров проекта, применяемого оборудования, экономической эффективности проекта. Светотехническое моделирование, расчет освещенности при использовании предполагаемого к установке оборудования. Расчет установленной мощности до и после модернизации. Расчет технико-экономических показателей. Согласованные условия по энергосервисному договору.

Исполнитель: Энергосервсная компания

Форма проведения: Безвозмездно

5. Реализация мероприятий

Основная задача: Привлечение финансирования. Проведение работ и последующая сдача заказчику

Сроки проведения: Зависят от объема работ (в среднем от 3 до 6 месяцев)

Действия: Привлечение банковского финансирования путем предоставления технического и экономического проектов, а так же муниципальных гарантий. Проектирование, демонтаж устаревшего оборудования, поставка, монтаж и пуско-наладка энергосберегающего оборудования. Установка системы управления освещением. Сдача работ заказчику и подписание актов.

Читайте также:  Парковка вблизи пешеходного перехода ПДД

Исполнитель: Энергосервсная компания

Форма проведения: Безвозмездно

6. Администрирование проекта и расчет

Основная задача: Фиксация ключевых достигнутых показателей. Получение сэкономленных средств.

Сроки проведения: Зависят от объема работ (в среднем от 3 до 6 месяцев)

Действия: Определение объема потребления энергоресурсов после реализации проекта. Учет факторов влияющих на объем потребления. Сравнение потребления с базисом. Расчет фактически достигнутой экономии. Исполнение гарантийно-сервисных обязательств.

Преимущества заключение энергосервисного договора

В сравнении с аналогичными методами договорного сотрудничества по внедрению энергоэффективных технологий, данный метод является наиболее выгодным. Главным преимуществом энергосервисного контракта для заказчика является тот фактор, что нет необходимости вкладывать собственные финансовые средства.

При таком партнерстве не возникают кредитные обязательства, которые существенно снижают конкурентные перспективы предприятия.

При расчете экономии во внимание берутся реальные показатели работы объекта с действующими системами. Все результаты обоснованы на точных расчетах, а не на рекламных прогнозах о сверхновом оборудовании.

Также достойна внимания и система возврата вложенных инвестиций. Энергосервисная компания является заинтересованным лицом в достижении энергоэффективности. От этого будет зависеть возврат средств, надежность, реальная оценка технических решений и нововведений для конкретного заказчика.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такой госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется думать и над правом собственности на оборудование.

В начале 2011 г. Проектным офисом Рабочей группы по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение» Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России был инициирован ряд пилотных проектов по энергосервису для бюджетных нужд. В рамках этой работы ставилась задача, с одной стороны, решить системные вопросы методологического характера, в т.ч. разработать конкурсную документацию, энергосервисный контракт, определить подходы к бюджетному планированию и т.д., с другой стороны, продемонстрировать фактический опыт реализации энергосервисного договора в реальных условиях и, тем самым, способствовать масштабному внедрению энергосервиса в бюджетной сфере.

По инициативе администрации г. Калуга один из пилотных проектов было решено реализовать в Калуге на объекте образования. Наша компания включилась в проект на этапе выбора объекта, необходимо было на основе экспресс-обследования определить школу, наиболее характерную с точки зрения последующего использования полученного опыта: обладающую умеренным потенциалом энергосбережения, приобретающую энергоресурсы по средним ценам, находящуюся в удовлетворительном техническом состоянии, кроме того, в школе в целом должны фактически соблюдаться все требования санитарных норм.

Принимая решение об участии в данном проекте наша компания ставила для себя цель помимо решения системных вопросов энергосервиса в бюджетной сфере также сформировать технологию работы с подобными объектами, т.к. масштабное внедрение энергосберегающих мероприятий на условиях энергосервиса для некрупных объектов возможно только при условии сокращения трудозатрат и технологизации процесса на всех этапах: от выбора объекта и до регулярного подтверждения достигнутого эффекта, включая формирование пакета энергосберегающих мероприятий, оценку экономической эффективности, участие в конкурсе, контрактацию, получение заемного финансирования, физическую реализацию.

Со стороны Заказчика, которым было определено МОУ «СОШ № 45», ставилась задача за счет данного проекта обеспечить снижение энергозатрат на установленном законодательством уровне (на 15% по отношению к 2009 г.), а также обновить основные фонды за счет оборудования, передаваемого школе по итогам проекта.


ДЛЯ СПРАВКИ

КРАТКО ОБ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТАХ

Энергосервисный контракт (ЭСК) — инвестиционный договор, окупаемость по которому осуществляется из фактически достигнутой экономии затрат на покупные энергетические ресурсы. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать (ст.19 № 261-ФЗ):

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения ЭСК;

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта);

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Выбор энергосервисной компании (ЭСКО) для нужд бюджетной сферы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с положениями ст. 56.1 № 94-ФЗ. Требования к условиям контракта на энергосервис изложены в Постановлении Правительства №636 от 18.08.2010.


Об объекте энергосервиса

Школа № 45 построена в 1981 г. Общая площадь составляет 5500 м2. На момент старта проекта школа имела следующие характеристики:

  • износ школы составлял приблизительно 25%;
  • состояние деревянных окон (износ 97%) близко к неудовлетворительному;
  • 80% светильников — это люминесцентные лампы;
  • подвал не утеплен, трубы и стояки не изолированы;
  • система теплоснабжения — централизованная, ИТП — отсутствует, калориферная установка на вентиляции демонтирована;
  • школа работает в 2 смены.

Объем покупаемых топливно-энергетических ресурсов за 2010 г. составил:

  • тепловая энергия — 995 Гкал (1050 тыс. руб.);
  • электроэнергия — 115360 кВтч (560 тыс. руб.).

Энергетическое обследование выявило, что среднее отклонение температур в помещениях от средней границы требований СанПиНа 2.4.2.1178-02 составило 3 °С в плюс, в то же время в классах наблюдался разброс температур в 5 и более градусов. Уровень освещенности большинства помещений колеблется относительно требований санитарных норм от 0,7 до 2 раз, но в целом им соответствует.

Проблемы и факторы успеха с точки зрения задачи масштабного развития энергосервиса для бюджетной сферы:

1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:

Читайте также:  Как проходит процедура банкротства физических лиц и какие у неё последствия

a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.

b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.

2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:

a) соблюдение санитарных норм;

b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.

3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.

4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:

a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;

b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.

5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:

a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;

b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;

c) распределение рисков должно быть справедливым;

d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.


ДЛЯ СПРАВКИ

СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.

При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.

Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.

Правовые основы энергосервисного договора

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Бюджетные учреждения в разряд государственных и муниципальных заказчиков не входят — названный пункт относит их к иным заказчикам. Кроме того, содержится пояснение, что государственные, муниципальные и иные заказчики в Законе N 94-ФЗ далее именуются заказчиками, а государственные, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений — нуждами заказчиков. Порядок размещения заказов для иных заказчиков, то есть для бюджетных учреждений, аналогичен порядку размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В Законе N 94-ФЗ уточняется, что от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования заказчики заключают государственные или муниципальные контракты. А бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

Итак, бюджетные учреждения могут заключать энергосервисные договоры (контракты), относящиеся к гражданско-правовым договорам. Они обязаны это делать только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Обратите внимание, что заключение энергосервисного договора (контракта) является правом, а не обязанностью учреждения.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С этими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) заказчик должен заключить государственный или муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также иной гражданско-правовой договор в любой форме. Иной гражданско-правовой договор заключается в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а именно при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке . При этом следует учитывать, что заказы на данную сумму на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение вправе размещать в течение квартала.

Указываем экономию расходов

При заключении контракта на энергосервис в контракте должна быть названа экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении. Например, как вид ресурса, подлежащий экономии, указывается электроэнергия, и оговаривается, что экономия электроэнергии должна составить не менее 1000 кВт-ч в год относительно базового уровня, то есть 10% от потребления базового года (как было сказано выше). Данная экономия рассчитывается из фиксированного размера экономии в денежном выражении при условии А или предложенной участником размещения заказа при условиях Б и В экономии в денежном выражении таких расходов, а также из стоимости единицы всех товаров, работ, услуг, отраженных в конкурсной документации и извещении.

Если контракты заключаются при условиях А и Б, в них также указывается предложенный участником процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, при условии Б — фиксированный процент такой экономии. Данный процент не может изменяться в ходе исполнения контракта.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Энергосервисные контракты

    Выступление директора направления «городское хозяйство» фонда института экономики города С. Б. Сиваева.

    Читайте также:  Налог на имущество за 4 квартал 2022

    Как заключать энергосервисные контракты на период длиннее, чем бюджетный цикл. Т. е. подписывая такой контракт, органы власти обязуются соблюдать некие правила оплаты услуг за пределами бюджетного цикла. Российское юридическое поле такое допускает потому, что наше бюджетное законодательство в своей концепции, (на практике всё бывает по-разному), формируется таким образом, что бюджеты текущего периода должны отражать принятые обязательства. Не столько формировать их, сколько отражать. В рамках российского законодательства мы можем подписывать такие контракты, если они формируются в рамках целевых программ. Т. е. если целевые программы предусматривают расходы, то эти расходы должны подтверждаться договорными обязательствами и отражаются в текущих бюджетах. Другое дело, что, как правило, у нас всё это плохо сбалансировано. Мы не знаем доходной базы будущих периодов и это элемент серьёзных рисков. Но это риски не правовые — это риски фактического исполнения обязательств.

    В международной практике энергосервисы в первую очередь формировались как заказы публичных органов. А если посмотреть на последующее развитие? В настоящее время энергосервисы тяготеют опять таки, на здания, имеющие определённые специфические характеристики, связанные с их управлением и эксплуатацией. Это в основном коммерческие офисные здания, складские помещения, публичные помещения вокзалов, концертных залов, бассейны, и т. д. В основном там, где наблюдается большое энергопотребление.

    Кто является игроком, кто, как правило, оказывает энергосервисные услуги? И какие договоры в связи с этим заключаются?

    Эта тема позволит нам перейти ближе к применительной практике. Выяснить, что можно делать в российских условиях. Можно выделить четыре заинтересованные группы тех, кто занимается энергосервисом. К первой группе, она и возникла самой первой, можно отнести производителей энергосервисного оборудования. Тот, кто производит счётчики, кто производит регуляторы, связанные с оптимизацией потребления энергоресурсов — как правило, оказываются и самыми заинтересованными в том, чтобы оказывать энергосервисные услуги на зданиях. То же самое происходит и в России. Достаточно большое количество появившихся энергосервисных компаний (ЭСКО), которые заключают договоры-подряды на поставки оборудования в рассрочку — это представители производителей оборудования. Главная движущая сила в России, в настоящий момент — именно такие организации.

    В международной практике вторыми, заинтересованными в энергосервисе (с почти равными объёмами услуг), как ни странно, оказались ресурсоснабжающие организации. В российских условиях это достаточно странная позиция потому, что энергосервис ресурсоснабжающих организаций означает, что они сознательно сокращают объём своих поставок и услуг, объём продаж. Такая мазахисткая штука — работа против своих интересов. В нашей практике, когда ресурсник занимается энергосервисом, есть большая хитрость. Алгоритм, как правило, следующий: поставками энергии занимаюсь здесь, а энергосервисом в другом месте. Потому, что сам себе объём реализации сокращать не хочу.

    Почему такой фокус удаётся на западе? Причины здесь две. Первая в том, что многие энергоснабжающие сектора высококонкурентны. А генерация энергии, почти всегда сочетание поставок электроэнергии и оптимизация энергопотребления. Такая политика для западных компаний — это дополнительная возможность рыночного позиционирования себя в высококонкурентной среде. Там где поставки осуществляет не монопольный сектор, а конкурентный, сочетание поставок электроэнергии и предложения по энергосервису — это дополнительное преимущество, которое может заинтересовать потребителя. Так бывает в электроэнергетике иногда в теплоснабжении, но последнее ограниченно. Конкурентное теплоснабжение для Европы не характерно, в штатах это возможно. В Европе конкурентное теплоснабжение только ближе к югу, к примеру, это возможно во Франции. Вся центральная и северная Европа исключительно централизованное теплоснабжение и в этой связи монопольные поставки тепла.

    Второй мотив связан с регулированием монопольных поставок теплоснабжения в частности в Германии. Они же пытаются такие подходы реализовать в России и очень удивляются, почему это не работает. Что происходит у немцев. У немцев вот такая штука. Когда у них регулируют, например тарифы на теплоснабжение, то занимают следующие позиции: принимается, что при регулируемых тарифах инвестиции в сокращение потребления ресурсов у потребителя замещают инвестиции в создание новых мощностей у поставщика. Т. е. поставщик говорит, что ему нужно для того, чтобы подключить новых потребителей: мои мощности на пределе и у меня есть два варианта, либо я должен строить новые мощности, либо готов заняться проблемой повышения энергоэффективности у существующих потребителей, а освободившиеся мощности предоставить новым потребителям. Логика заключается в том, что вся система настроена таким образом, что дешевле сократить потребление у существующих потребителей, чем создавать новые мощности. Дополнительно это связанно с парниковыми газами и со всякими политическими эффектами. Но главный мотив то, что ресурсники заинтересованы в сокращение потребления ресурсов у потребителей для того, чтобы не строить новые мощности. Существующие настроения и взгляды общества на экологию и ресурсосбережение, в конечном счёте — выстраивают бизнес процесс таким образом, что это интересно ресурсникам. Для России тема пока никак не обозначенная, поэтому не имеет смысла эту тему затрагивать. Возможно, мы когда — то и построим такую систему, но это не сегодняшний день.

    Это второй игрок. Первые — поставщики оборудования, вторые — ресурсники. Третьи игроки — это компании, занимающиеся управлением недвижимостью. Бизнес, связанный с энергоэффективностью, очень часто является составной частью бизнеса по управлению объектами недвижимости. Это очень тесные бизнесы, которые соединяются вместе, поэтому третий игрок в этом секторе управляющие компании. Ну и четвёртые — это независимые игроки, появившиеся в последнее время в рамках энергосервисных процедур.

    Виды энергосервисных контрактов

    Как устроенны энергосервисные контракты и как распределяются риски связанные с финансированием услуг энергосервиса.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *