Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ, в законодательстве и юридической науке обобщающее понятие, включающее должностных лиц, которые осуществляют публичную власть. В России и зарубежных странах публичная власть реализуется разл. органами и должностными лицами государства как гос. власть, она реализуется органами и должностными лицами субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований как их публичная власть (в пределах предметов ведения и полномочий, предоставленных конституцией государства), но в целом это единая система публичной власти народа (в России – многонационального рос. народа). П. в. наделяется особыми полномочиями, которые включают не только права, но его обязанности действовать в государстве в целом и в его публично-правовых образованиях в конечном счёте в интересах общего блага народа (в России – многонационального рос. народа).
Примечание к статье 285
Должностные лица – лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.
Признаки должностных лиц подразделяются на несколько групп (признаки из нескольких групп должны быть в совокупности):
1) по характеру выполняемых функций. Можно выделить 3 категории лиц, которых закон относит к должностным (одно лицо может выполнять несколько функций, в некоторых случаях все 3):
а) Лицо осуществляющее функции представителя власти (понятие представителя власти дано в УК в примечании к статье 318)
Представитель власти – должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Властные полномочия – право должностного лица в пределах своей компетенции давать указания, либо принимать решения обязательные для исполнения гражданами, организациями, не зависимо от их ведомственной принадлежности.
К представителям власти относятся:
· представители законодательной власти,
· представители исполнительной власти,
· представители судебной власти.
Волгоградской академии мвд россии
В отечественном уголовном праве представители власти традиционно считаются самостоятельным видом должностных лиц1
(см. прим. 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации
2
). В законодательной дефиниции (прим. к ст. 318 УК), которая, по ее буквальному смыслу, должна применяться для установления признаков представителя власти и как субъекта преступления, и как потерпевшего от преступления, выделены два вида представителей власти: 1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов; 2) иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Такую позицию вряд ли можно считать удачной из-за двусмысленности формулировки, позволяющей признавать представителями власти любых должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов3
; неоправданного ограничения компетенции представителей власти только распорядительными полномочиями (право некоторых представителей власти принимать нормативные управленческие решения не нашло отражения в УК)
4
.
Многими авторами справедливо обращалось внимание на наличие круга в легальном определении понятия «представитель власти»: термин «представитель власти» раскрывается при помощи понятия «должностное лицо», а «должностное лицо» (в прим. 1 к ст. 285 УК) — через понятие «представитель власти».
В наименовании данного вида должностных лиц не учтено, что они, по смыслу УК, являются представителями только публичной
власти, которая понимается как власть, осуществляемая в государственных органах и органах местного самоуправления либо самими единоличными органами (такими, как Президент РФ, президенты республик в составе РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и т. п.).
Кроме того, в легальной классификации представителей власти необоснованно акцентировано внимание на должностных лицах правоохранительных органов. Сущность правоохранительной деятельности и органы, относящиеся к правоохранительным, в законодательстве и научной литературе понимаются неод-нозначно5. Вряд ли можно использовать в качестве ориентира ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6 (как предлагает, например, А. В. Бриллиантов7). В указанной статье приводится общий перечень должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, названия которых соединены союзом «и». Поскольку наименования видов этих органов разделены в примечании к ст. 318 УК союзом «или», для констатации уголовно-правового статуса субъекта как представителя власти необходимо четко уяснить, в каком органе — правоохранительном или
контролирующем — данное должностное лицо выполняет свои функции. Особое указание на должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов неправильно ориентирует правоприменителя (оставляет «в тени» служащих иных органов публичной власти, создает впечатление о главенстве принудительного аспекта деятельности представителя власти).

ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ
Институт П. в. в целостном виде нормами к.-л. одной отрасли права не определён, его элементы урегулированы частично в разных отраслях права – конституционном (напр., по отношению к депутатам), административном (регулируется правовое положение гос. служащих), уголовном (П. в. – объект повышенной уголовно-правовой охраны) и др. Для обозначения конкретного П. в. в России используется самая разная терминология (от «глава государства» до «полицейский»), в зарубежных странах в качестве общего термина применяются понятия «субъект публичной власти», «публичный агент», «официал» и др.
Законодат. определение П. в. в России имеется в уголовном праве (в осн. применительно к этой отрасли права): это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В совокупности др. отраслей права понятие «П. в.» является более широким, в качестве должностных лиц (и, следовательно, П. в.) рассматриваются также депутаты представит. органов (которые в индивидуальном качестве не имеют распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, однако депутаты – члены коллегиального органа, который принимает обязат. решения наибольшей юридич. силы для данной территории). П. в. – судьи, которые в особой процессуальной форме решают вопросы в отношении участников судопроизводства, прокуроры, от имени государства поддерживающие обвинение в суде, послы в иностр. государствах, действующие от имени своего государства, гос. служащие, имеющие дискреционные полномочия принимать решения по отношению к не подчинённым им лицам в пределах закона (напр., назначение пенсии в определённом размере), полицейские и т. д. У каждого вида П. в. свои функции и полномочия. Все они осуществляют частичные функции П. в. в соответствии с их задачами и полномочиями.
Универсальный представитель гос. власти – глава государства. Он представляет государство внутри страны и в междунар. отношениях. На уровне субъекта федерации универсальный представитель публичной власти субъекта федерации – его глава (в России – глава республики в составе РФ, губернатор, мэр; в зарубежных странах – главы территориальных адм. образований, мэры на уровне муниципальных образований).
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
- имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
- их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
- распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти — понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
- экономической;
- социальной;
- культурно-информационной;
- принудительной;
- политической.
В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.

Информационное влияние
Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:
- научными знаниями;
- информацией;
- средствами для распространения.
Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:
- моральные;
- религиозные;
- научные.
Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:
- школы;
- институты;
- колледжи;
- СМИ.
Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:
- распространять объективные сведения о Правительстве;
- отражать истинное положение общества;
- управлять человеческими слабостями;
- направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.
Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.
Верховенство политики
Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:
- суверенитета;
- верховенства;
- неделимости;
- легальности.
Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:
- сокращаются мощные корпорации;
- замолкают смелые публикации в СМИ;
- закрываются учреждения.
Оскорбление власти в интернете
Интернет, в том числе социальные сети, активно используются для обсуждения тех или иных решений и действий органов власти и её конкретных представителей. Сетевые ресурсы наполнены множеством разнообразных мнений, в том числе содержащих явные признаки критического отношения и неуважения к власти. Мы полагаем, что термин «неуважение» не тождественен термину «оскорбление», поскольку неуважение может проявляться и в «приличной» форме.
Оскорбление представителя власти в интернете является публичным и подпадает под действие ст. 319 УК РФ, поскольку сетевые ресурсы, как правило, открыты для свободного доступа. Варианты наказаний за оскорбление власти и президента в соцсетях идентичны описанным выше.
Также обращаем внимание читателей на то, что в 2019 году в закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации…» добавлена статья 15.1-1. Ч. 1 этой статьи предписывает Роскомнадзору в случае обнаружения в интернете материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к органам, осуществляющим государственную власть в РФ, принимать меры по их удалению либо по блокировке ресурсов в случае отказа от их удаления.
Принципы деятельности исполнительной власти
Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.
Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:
- соблюдение демократизма;
- соблюдение законности;
- соблюдение федерализма.
В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:
- Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
- Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
- Принцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
- Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
- Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
- Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия. То есть, ряд управленческих решений принимается голосованием коллегиальным органом. Но непосредственное руководство осуществляет единолично руководитель этого органа, на которого и возлагается персональная ответственность за деятельность его подчиненных.
- Принцип линейности государственного управления, который обеспечивает прямые организационные связи между субъектами и объектом управления, то есть, между теми, кто руководит и их подчиненными.
- Принцип функциональности, позволяющий распределять функции управления по структурным подразделениям. Например, в ряде госучреждений имеются различные отделы или управления: строительства, развития, транспорта, юстиции, здравоохранения и т. д. Соблюдение этого принципа позволяет руководителю учреждения эффективно управлять ими посредством своих замов и начальников этих отделов. При этом с сотрудниками этих отделов руководитель контактирует редко и не регулярно.

Комментарии к ст. 318 УК РФ
1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.
2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается:
- а) должностное лицо правоохранительного органа;
- б) должностное лицо контролирующего органа;
- в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.
К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники:
- органов прокуратуры;
- органов внутренних дел;
- органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ);
- таможенных органов;
- Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.
К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).
К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).
Общественная опасность — это причинение или угроза причинения вреда охраняемым законом отношениями и интересам. «Общественная опасность как общесоциальная категория при известных условиях становится и общеправовой категорией. Это происходит в случаях, когда ее ис-точником являются осознанные и волевые действия людей». Данное положение находит полное свое подтверждение при рассмотрении таких преступлений, как преступные посягательства на представителей власти.
Общественная опасность рассматриваемых преступлений заключается в том, что они посягают на порядок управления и жизнь, здоровье, честь и достоинство перечисленных в законе лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности. Охрана общественного порядка — это одно из направлений этой деятельности, неотъемлемая функция государства, осуществляемая в течение всего времени его функционирования. В отечественной юридической литературе данное понятие определяется различным образом.3 Приведенные мнения с разных позиций, в разнообразных контекстах характеризуют одно и то же понятие общественного порядка. Исходя из этого, наша задача заключается не в исследовании причин существования имеющихся определений и разработке новых дефиниций, а в последовательном рассмотрении всех аспектов общественного порядка для того, чтобы определить объем общественных отношений, охраняемых представителями власти. Понятие общественного порядка необходимо рассматривать с точки зрения пределов функции государства по его обеспечению. Это предполагает наличие двух взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, осуществление контроля за состоянием данного порядка и, во-вторых, обеспечение его принудительной силой государства. Эффективный государственный контроль может быть лишь в том случае, если представители власти имеют законное право принуждать лиц, нарушающих общественный порядок, соблюдать его. При этом принуждение является государственной мерой. Обеспечение общественного порядка осуществляется не только принудительной силой государства, а тем, что нормы, регулирующие его, указывают наиболее оптимальный и целесообразный вариант поведения.4 Общественная жизнь в Российской Федерации, являясь разнообразной и многогранной, регулируется всеми существующими нормами, качественно отличающимися друг от друга. Это правовые и моральные нормы.5 Общественный порядок — это урегулированный правовыми и моральными нормами, уставами и положениями порядок в обществе, обеспечивающий нормальное функционирование всего общественного механизма.6 При этом каждая часть данного порядка с учетом специфики и ее особенностей регулируется, контролируется и гарантируется отличными от других частей спо-собами и имеет свои методы принуждения. Таким образом, из всех частей общественного порядка, остался только порядок, регулируемый правовыми нормами. В рассматриваемых статьях УК РФ говорится о законной деятельности, связанной с охраной общественного порядка.
Анализируемые преступления совершаются также в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по обеспечению общественной безопасности. Понятие «обеспечение общественной безопасности» сформулировано в отечественном уголовном законодательстве впервые.9 В теории уголовного права авторами оно определяется различным образом.10
Данные определения с разнообразных позиций раскрывают понятие общественной безопасности. На наш взгляд, все они требуют дополнения о том, что общественная безопасность обеспечивается государством, общественными организациями и гражданами. Общественный порядок и общественная безопасность охраняются в Российской Федерации уголовным законом, а наиболее серьезные посягательства на данные ценности признаются преступлениями и влекут применение установленных УК РФ мер уголовного наказания.
Представляя широкие права представителям власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, требуя от них активизации противодействия правонарушениям, российское государство должно гарантировать их реализацию, создать условия для эффективной борьбы с преступлениями. Так, одним из необходимых условий успешной законной деятельности данных лиц является нормальное их функционирование по выполнению задач, поставленных перед ними. В рассматриваемой сфере отмечается рост количества преступных посягательств в отношении представителей власти. В этих обстоятельствах, когда успешная борьба с преступностью зависит от эффективной работы должностных лиц, общественно опасные деяния в отношении них приобретают особенное социально-правовое значение. Это значение определяется не только возрастанием роли данных органов в охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, но также обусловлено необходимостью юридических гарантий нормального их функционирования и всесторонней защиты указанных лиц от преступных посягательств.
В чем особенность господства правления?
Представители власти — это выбранные в Государственную Думу депутаты, сотрудники Правительства, персонал государственных и муниципальных ведомств. Успешной властью отражается способность субъектов подчиняться ее воли, поведением коллективов, организаций, где происходит реализация государственных интересов. Дать более точную характеристику позволит описание совокупности признаков — явления социального и общественного. Общество в любом государстве принадлежит к сложноорганизованной системе, это социальный организм, которому необходимо:
- управление;
- порядок;
- направление;
- поддержка нормального состояния.
Без надлежащего управления населением невозможен генезис государственности, а без представителей власти, это невыполнимо. Они являются непосредственными исполнителями распоряжений органов.
Круг обязанностей и ответственность
Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:
- сотрудники МВД;
- представители УИС, МЧС, таможенных служб;
- персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
- работники фискальных органов;
- депутаты;
- военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.
Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:
- дисциплинарную;
- административную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.
Второй комментарий к Ст. 319 УК РФ
1. Объективная сторона оскорбления — унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Статьей 319 УК предусматриваются специальные признаки оскорбления:
а) совершение указанных действий в отношении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением;
б) публичный характер оскорбления. Эти объективные признаки оскорбления определяют специфику деяния как преступления против порядка управления: им демонстрируется неуважение не к отдельной личности, а к власти (лицу, представляющему власть). Публичный характер действий (когда они совершаются в присутствии хотя бы еще одного человека, помимо потерпевшего), кроме того, подрывает уважение к власти и в сознании других людей.
2. Критерии оценки оскорбления являются этическими. Но этика общения отдельных личностей (этика поведения отдельного человека) и этика политического общения, хотя и имеют общие корни, все-таки существенно отличаются друг от друга. Для оскорбления представителя власти не обязательно совершать действия, неприличные с точки зрения обыденной морали (например, выражаться нецензурно). Но насмешка над человеком (его личными недостатками), выступающим в официальном качестве представителя власти, есть сознательное понижение не только его статуса, но и неуважение к власти в целом. Оскорбительность такого поведения не утратит своего значения даже тогда, когда виновный пользовался нормативной лексикой.
3. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом.
4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Чего следует избегать
При осуществлении охраны общественной безопасности, обеспечении контроля за соблюдением скоростного режима на дороге даже небольшое противодействие гражданина порой воспринимается как правонарушение. Если же чувствуется враждебность в речи или физическое противодействие, то это часто воспринимается как нападение на сотрудника правопорядка.
Гражданин, который считает поведение правоохранителей неправильным, а решения необоснованными, не должен вступать с ними в конфликт.
Ухудшают ситуацию попытки:
- Замахиваться;
- Сопротивляться указаниям;
- Касаться форменного обмундирования.
Если представители правоохранительных органов четко придерживаются ведомственных норм, регламентирующих их действия по предотвращению правонарушения, и при этом нанесен вред человеку, полицейские не подлежат ответственности.
Наилучшим выходом будет соблюдение спокойствия. Позднее можно составить жалобу на действия сотрудника и направить ее:
- Его прямому руководству;
- В прокуратуру;
- В суд.
Это заявление будут обязаны рассмотреть и дать ответ в соответствии со статьей 53 Закона о полиции.
Как узнать, что сотрудник выполняет служебные обязанности
В случае возникновения разногласий с полицейским, в ходе которых произошла драка, выполнение им в тот момент служебных обязанностей станет ключевым обстоятельством для классификации действий нападавшего лица.
Законом о полиции (статьей 19) в случае необходимости применения физической силы предусмотрена обязанность правоохранителя предварительно:
- Сообщить, что он является сотрудником полиции;
- Выдвинуть четко сформулированные законные требования;
- Дать время на их исполнение;
- Изложить последствия их невыполнения.
Законодательные нормы устанавливают, что при этом сотрудники должны стремиться минимизировать возможный ущерб. Если возникла угроза для жизни и здоровью окружающих, то полицейским дано право действовать без предупреждения.
Подобные ситуации могут возникнуть не только в служебное, но и в неслужебное время. Например, когда полицейский, направляясь домой, наблюдает какие-либо неправомерные действия, он обязан принять соответствующие меры.
Итак, если в ходе конфликта эмоции вышли из-под контроля и человек ударил полицейского, то надо знать, что по закону сотрудник выполняет служебные обязанности, когда:
- Пресекает или предупреждает правонарушение;
- Находится в дороге на службу, в командировку, на лечение;
- Находится на лечении в результате полученной на службе травмы;
- Содержится в качестве заложника;
- Участвует в соревнованиях, сборах.
Следственное управление разъясняет!
В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется статья 318 «Применение насилия в отношении представителя власти».
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти (государственных и муниципальных). Дополнительный объект – здоровье человека.
Общественная опасность преступления заключается в том, что применение насилия в отношении представителя власти нарушает нормальную служебную деятельность этих лиц, создает атмосферу неуверенности в собственной безопасности и безопасности своих близких.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
По ст. 318 УК наказывается применение насилия в отношении представителя власти, исполняющего свои функции как постоянно или временно, так и по особому поручению.
Применение насилия в отношении представителя власти может носить психический или физический характер. При этом последнее может являться или не являться опасным для жизни. Психическим воздействием считается угроза применения насилия в отношении представителя власти.
Она может адресоваться как непосредственно должностному лицу, так и его родственникам. Угроза может быть неопределенной или определенной. Способ выражения угрозы может быть любым: устным, письменным, по телефону и т.п.
, а также в виде демонстрационных действий: угрожающие жесты, показ оружия и др.
Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).
Применение насилия в отношении представителя власти или его близких, создающее риск для здоровья потерпевших, предполагает причинение вреда различной тяжести. Опасность для жизни будет признана и в том случае, если непосредственные физические действия не нанесли ущерба состоянию пострадавшего.
Рассматриваемое преступление совершается при наличии прямого умысла. В качестве обязательного элемента субъективной части выступает мотив. Он должен быть связан с реализацией представителем власти обязанностей. Мотив может быть различным.
Например, преступление совершается для прекращения или изменения исполнения должностным лицом его обязанностей, принуждения совершить какие-либо действия, воспрепятствования будущей деятельности или мести за предыдущую.
Злоумышленник может быть движим злостью к гражданину из-за его принадлежности к той или иной категории служащих.
За применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ч.1 ст.
318 УК РФ), предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
За применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (ч. 2 ст. 318 УК РФ), предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области в 2017 году возбуждено 66 уголовных дел указанной категории, которые в дальнейшем направлены в суд для рассмотрения по существу и вынесения приговора.