Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европейский протокол (Европротокол)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.
Как оформить ДТП для получения максимального возмещения с помощью электронных средств фиксации?
Для того, чтобы получить максимальную выплату в 400 000 рублей по европротоколу, необходимо правильно всё оформить. Для начала необходимо убедиться в том, что вы располагаете необходимыми техническими средствами для фиксации происшествия. Как мы уже указали выше, их 2 вида.
- Лимит в 400 тысяч положен, если у вас есть техническое средство контроля, которое фиксирует факт дорожно-транспортного происшествия, а также координаты транспортных средств и передает всю эту информацию через ГЛОНАС в таком виде, который пользователь не имеет возможности поменять.
- Либо если у вас есть смартфон или планшет, на котором установлено программное обеспечение с идентификацией пользователя через ЕСИА Госуслуг, с помощью которого будут фотографироваться поврежденные транспортные средства и вноситься информация о машинах и ДТП. Таких программ две, про них мы уже написали выше.
Нужно иметь в виду, что долго раздумывать, как оформлять ДТП, не стоит, так как при использовании специальных технических средств с «ЭРА-ГЛОНАС» надо будет нажать на кнопку и передать информацию не позднее чем через 10 минут после столкновения. А оформить через мобильные приложения – не позднее чем через 60 минут.
Бланк Европротокола при ДТП
Знакомое всем водителям Извещение о ДТП — это и есть бланк Европротокола. Дополнительное значение ему придает лишь сама Процедура оформления. Страховые компании обязаны принимать Европротокол без документов дорожной инспекции.
Новая форма Извещения о ДТП вступила в силу с 20 октября 2017 г. (п. 1.4, п.
3 Указаний Банка России № 4192-У от 14.11.16, Приложение 5 к Положению Банка России № 431-П от 19.09.14). По полисам ОСАГО, заключенным до 20.10.17, водители могут использовать бланки Извещений, установленные Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Проверить соответствие формы Европротокола можно по документам-основаниям, указанным в правом верхнем углу документа.
Извещение состоит из трех скрепленных листов бумаги, два из которых идентичны и представляют собой экземпляры документа для каждого участника. Лицевая сторона второго листа является самокопирующейся, что позволяет делать записи одновременно на двух экземплярах Извещения. Третий лист — Инструкция по заполнению.
Тем, кто не знает, как выглядит форма бланка в 2023 году, рекомендуем ознакомиться с образцом, представленным в следующем разделе, и убедиться, что принципиальных изменений в документе не произошло.
Роль аварийного комиссара
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
В 2023 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.
Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году
Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.
Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.
Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.
Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.
Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:
- об автомобилях, выступивших участниками аварии;
- подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.

Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году
Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:
- В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
- Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
- В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
- В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
- В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
- В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
- В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
- В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).
Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:
- В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
- В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
- В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
- В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
- В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
- В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
- В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
- В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
- В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
- В восемнадцатом – оба водителя расписываются.
На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:
- В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
- Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
- В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
- В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
- В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
- В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
- В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
- Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
- Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2022 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2022 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
Что делать после оформления европротокола
Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.
Вместе с извещением предоставьте следующие документы:
- Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
- Паспорт и водительское удостоверение.
- Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
- Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

Начало действия нового лимита
Нововведения Закона об ОСАГО начнут действовать с первого июня 2020 года. Они внесут изменения в процедуру оформления аварий без присутствия полиции. Применяться будут к ДТП, совершенным после 2 июня. С этого дня лимит компенсации по Европротоколу повышается до 100 тыс. руб. Компания-страховщик с этого момента сможет возместить ущерб страхователям и в случае несогласия участников.
В бланке извещения предусмотрена графа, где стороны излагают позиции (согласие/несогласие) относительно обстоятельств аварии.
Новые образцы будут выдавать с 01.06.2018г. при оформлении полиса ОСАГО и КАСКО. Они появятся и на сайтах страховщиков, чтобы в случае необходимости можно было загрузить и распечатать. Протоколы с разногласиями, по правилам ФЗ, будут оформляться лишь на таких бланках. Но отдельные компании рекомендуют рассматривать и старые, если вписаны несогласия (пункт 7 «ПРИМЕЧАНИЕ» с обратной стороны протокола).
Как заполняется европотокол-2022
У водителей на руках может быть один из двух вариантов европротокола:
- бланк, который выдан сотрудником страховой организации (он является отрывным);
- распечатанный самостоятельно бланк (при оформлении онлайн).
Независимо от вида, все же заполняется документ по единому принципу;
- ни в коем случае не отрывайте бланки друг от друга. Заполнять нужно так, как есть;
- сначала внесите всю необходимую информацию в пункты 1-8 (здесь указываются общие сведения о дорожно-транспортном происшествии);
- в пунктах 9-15, а также 16-18 участники ДТП вносят информацию о себе (каждый в своей строке). Подписи пока ставить не нужно;
- когда все данные внесены, оторвите бланки друг от друга. Только теперь и первый, и второй водитель ставят свои подписи (по 2 штуки) на каждом экземпляре документа (то есть на том, который заполнялся, и на том, где отпечаталась информация). Это означает, что на копии должна стоять оригинальная подпись;
- после этого каждый участник ДТП заполняет обратную сторону извещения. Причем в этом случае он ставит только свою подпись (подпись второго водителя не нужна).
Подробная инструкция по заполнению европротокола
Как уже говорилось выше, – от правильности заполнения европротокола зависит тот факт, будет ли вам возмещен ущерб или нет. Поэтому представим вам подробную инструкцию, как это сделать.
Но прежде, хотим уточнить – оттиск на копии документ должен быть отчетливым и разборчивым, поэтому рекомендуется подкладывать под бланк что-то твердое (папку, дощечку и прочее). Что касается цвета чернил ручки, то он может быть любым. Единственное – нельзя заполнять европротокол карандашом.
Относительно заполнения лицевой стороны, то здесь все довольно просто. Сложности могут возникнуть с составлением схемы ДТП. Но этот вопрос мы рассмотрим ниже более подробно. А пока разберемся в порядке заполнения основных граф извещения:
- В пункте 1 указывается полный адрес ДТП или ближайшего здания от места происшествия. Если же авария случилась на трассе, то рекомендуется определить в навигаторе или смартфоне какие-либо точные координаты (название автодороги, порядковый номер километра и прочее).
- Во втором пункте документа указывается дата происшествия. Здесь важно в каждую клетку вписывать по одной цифре и знаку препинания (обычно ставятся точки).
- В пункте 3 указывается точное число автомобилей, пострадавших в ДТП. Мы об этом уже упоминали. Все дело в том, что указывать необходимо именно 2 ТС. Если в аварии пострадало больше или меньше, то данный документ не оформляется. В таком случае вызываются сотрудники ГИБДД и процедура проходит по классическому сценарию.
- В четвертом пункте указывается, что пострадавших людей нет. Если это не так, то, как и в предыдущем случае, европротокол не оформляется.
- Дальше вы указываете факт того, проводилось ли освидетельствование водителей.
- В шестом пункте, как и в четвертом, вы указываете, что ущерб прочему имуществу не нанесен (речь идет о багаже, дополнительном оборудовании, гаджетах и других предметах).
- В следующей графе прописываются данные о свидетелях. Необходимо написать их фамилию, имя и отчество. Желательно указать их контактные данные (номера телефонов), адрес проживания. Будет идеально, если удастся узнать и паспортные данные.
- В данном пункте указывается информация о необходимости оформления ДТП сотрудниками полиции. Вы выбираете вариант «нет».
После того, как общая часть заполнена полностью, каждый участник ДТП приступает к заполнению индивидуальных данных. Эта информация отображается в 9-16 пунктах. Здесь:
- марка и модель автомобиля. Все прописывается точно так же, как и в свидетельстве о регистрации транспортного средства;
- в пункте 10 прописывается фамилия, имя, отчество и адрес собственника машины;
- в одиннадцатом пункте указывается фамилия, имя, отчество, данные водительского удостоверения и паспорта лица, находящегося за рулем во время происшествия (эта информация вносится и в том случае, если данные полностью совпадают с теми, что были отражены в предыдущей графе);
- полное название организации, выдавшей страховой полис;
- в пункте 13 указываются повреждения. Но только не все. Здесь необходимо поставить стрелку в место самого первого удара. Это делается и в том случае, если автомобиль влетел в стену, забор или улетел в кювет, получив довольно большие повреждения. Первое соприкосновение – вот, что здесь отображается;
- а вот в этой графе перечисляются все повреждения, нанесенные авто;
- пятнадцатый пункт предназначается для информации о скрытых повреждениях (то есть тех, которые не видны, но возможны);
- в пункте 16 прорисовывается схема аварии (о ней чуть позже).
Что нужно сделать после попадания в аварию?
Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:
- Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
- Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
- не менее 15 м от ТС — при остановке на территории населенного пункта;
- не менее 30 м от ТС — при остановке вне территории населенного пункта.
- Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.
Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.
- Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
- Заполнить бланки извещения о ДТП
- После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2022 году?
После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2022 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.
В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.
Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.
Лимит выплат по европротоколу
На сегодняшний день максимальная сумма компенсации (далее, лимит выплаты), причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 400 000,00 рублей, при условии, если обстоятельства ДТП зафиксированы одним их следующих способов:.
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее, система ГЛОНАСС);
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее, Мобильное Приложение).
Можно ли оспорить сумму выплаты?
Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).
В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.