Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.
Легенда возникновения первой иконы
Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».
Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.
Легенда возникновения первой иконы
Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.
Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».
Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Альтернативный взгляд
Мало кому известно, что изображать святых и даже самого Бога первоначально было абсолютно чуждо христианским традициям. Многие из первых святых образов воспринимались не иначе как языческие идолы.
Но как же появились первые иконы и зародилась сама христианская иконография?
—
В иудейском ветхозаветном мире существовал запрет изображение святого, что было связано с борьбой против идолопоклонства. Однако под запретом находились не все изображения.
Так, по указанию Бога Моисей сделал медного змея, что спасало евреев от змей в пустыне. Также в Иерусалиме по приказу Соломона были созданы изображения херувимов и ряд других украшений и барельефов по религиозным мотивам.
При описании назначения икон древние отцы использовали греческий труд анагогики, что буквально означало «ведущий наверх». Фотий Контоглу, известный современный иконописец, прекрасно выразил это: «Иконы поднимают душу и разум верующего, который видит икону, в царство духа, нетленного, Царства Божьего, насколько это может быть достигнуто, материальными средствами.» Таким образом, чтобы полностью оценить иконографию, мы должны рассматривать ее как форму литургического искусства, функция которого, по сути, духовна.
Поскольку создание иконы само по себе является священным занятием, иконописец должен быть человеком молитвы, а не просто техником. Если его работа заключается в том, чтобы вдохновлять и просвещать других, то очень важно, чтобы он вел молитвенную и постную жизнь, чтобы его вдохновлял и просвещал Святой Дух, чтобы его иконография сама стала выражением его духовной жизни. Контоглу пишет: «Иконописцы рисовали, когда молились».

Чем иконография отличается от классической живописи?
В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.
Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».
Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.
Где же искать ее истоки?
Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.
Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.
Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.
Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.
Икона – дар Божий.
Зачем Господь нам его дал?
Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.
Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?
В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.
Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.
Откуда в христианстве появились иконы?
Священное Писание не содержит прямых указаний на обязательное иконопочитание для христиан. Однако церковное Предание дает нам несколько историй связанных с почитанием изображений. Первая из них – это предание о Нерукотворном Образе, лике Господа Иисуса Христа чудесно отпечатавшимся на полотенце, которое было дано для исцеления правителю Авгарю в город Эдессу. Вторая – предание согласно которому, апостол Лука написал первую икону Богородицы, которую благословила сама Пречистая. В первые века христианства изображения не были широко распространены, но не по каким-либо вероучительным причинам, а по практическим. Христиане часто подвергались гонениям, и потому часто вынуждены были менять места для богослужений. Даже частные дома, в которых проводились собрания общин, старались не выделять особым образом, чтобы не навлечь преследований.
Тоже долго задавался вопросом, можно ли чтить Христа через образ.
Затем пришло осознание, что можно.
Как бы не говорили протестанты, что икона всего лишь доска, это прежде всего образ, на котором изображен спаситель.
А протестантам советую избегать просмотра фотоальбомов, чтоб случайно не поцеловать фото умершего сына, или дочери. Это ж идолопоклонство ))
Первый мастер иконописи
Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.
К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.
Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.
Обстоятельства зарождения христианства
В 64 году до нашей эры Палестина была завоевана Римской империей. Вскоре она стала провинцией во главе с префектами (часто называемыми «прокураторами»). С 26 по 36 годы нашей эры должность занимал знаменитый по Библии Понтий Пилат.
Иудеи верили в то, что вскоре придет Мессия и освободит их от власти Рима. По всей стране звучали антиримские лозунги, поднимались восстания. В итоге они привели к войне Рима и Иудеи с 66 по 73 года нашей эры, в результате чего Иерусалим (а с ним и еврейский Храм) был разрушен во второй раз. В итоге правление Рима на рубеже эр стало катализатором появления новых течений и религиозных движений.
Федор Моллер «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий»
В начале нашей эры в Палестине было множество людей, которые называли себя пророками. За основу они взяли положения Библии (Старого Завета) и иудаизма, однако по-своему трактовали отдельные положения. Часто римляне казнили таких «учителей», но не за веру, а из-за того, что боялись восстания.
Ортодоксальным евреям не всегда нравились такие «вольные толкования». Таким пророком в районе реки Иордан был Иоанн Креститель. Именно одним из таких пророков мог быть и Иешуа из Назарета, ученик Крестителя, позже известный как Иисус Христос.
Александр Иванов «Явление Христа народу» (Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, на пригорке Христос) / Третьяковская галерея, Москва

Зачем Господь нам его дал?
Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать
Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?
В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.
Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.
Легенда возникновения первой иконы
Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.
Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».
Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.
Какая Самая Древняя Религиозная Икона Христа?
Существует много различных типов христианских икон с изображением Иисуса Христа. Спас Нерукотворный, Христос Пантократор, Муж Скорбей и Спас в Силах – лишь некоторые примеры религиозных икон Христа, которые можно найти сегодня. Но вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись эти образы? На самом деле в Библии нет четкого описания внешности Христа, и все эти образы в основном основаны на Его изображении в произведениях раннего христианского искусства, хотя и потребовалось несколько столетий, чтобы достичь более или менее стандартизованной формы. Вместе с тем, все же существуют различные варианты физического облика Христа, которые можно обнаружить как на старинных, так и на современных иконах. Так или иначе, будь то христианские иконы или классическое искусство, образ Иисуса Христа по-прежнему имеет определенные черты, которые позволяют мгновенно Его узнать, и многие из них можно отследить до самой древней религиозной иконы Христа Пантократора.
Седьмой Вселенский Собор
Православные настолько настаивают на этой связи между образом и личностью, что Седьмой Вселенский Собор объявил:
Мы чтим почтенные изображения [иконы]. Мы предаем анафеме тех, кто этого не делает.
Анафема тем, кто осмеливается применять к почитаемым образам то, что сказано в Священном Писании о почитании идолов.
Анафема тем, кто отказывается с должным почтением поклоняться святым образам нашего Господа и Его благословенных святых.
Анафема тем, кто называет священные образы идолами.
Анафема тем, кто говорит, что Христиане обращаются к священным образам, как к богам.
Анафема тем, кто говорит, что любой другой избавил нас от идолов, кроме Христа, Бога нашего.
Анафема тем, кто смеет говорить, что Святая Церковь когда-либо поклонялась идолам.
Так мы все верим, и мы все единодушны, и мы все дали свое согласие и подписали наши имена в согласии. Это вера Апостолов. Это вера Отцов. Это вера Православных. Это вера, которая создала Вселенную.
Вряд ли можно сказать что-то более определённое, чем это. Согласно Восточному Православию, всякий, кто не принимает их учения о создании и почитании икон, подлежит анафеме, то есть отделению как от Церкви, так и от Бога и подлежит осуждению. Таково заявление Седьмого Вселенского Собора в 787 г.