3. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на добавленную стоимость

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на добавленную стоимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Что такое вычет по НДС

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

НДС — косвенный налог, который платится при реализации товаров, услуг и имущественных прав. Его уплата происходит следующим образом.

  • Фабрика заказывает лён для пошива партии летних платьев. Производитель ткани выставляет счёт с учётом НДС.

  • Пока швеи отшивают платья, экономисты рассчитывают их себестоимость. Они смотрят, сколько денег затрачено на пошив. Уплаченный НДС за лён тоже входит в этот список, но записывается в «налоговый кредит».

  • Платья готовы и их отправляют в фирменный магазин. В расчёт ценника входит себестоимость товара, доля на прибыль и сам НДС.

  • Когда платья продали, компания считает прибыль. Из всей суммы вычитается 20%. Их уже оплатил покупатель. Дальше деньги уходят в ФНС.

Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.

Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):

  • организации (в том числе некоммерческие),
  • предприниматели.

Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.

Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.

Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

История ставок по НДС

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ):

  • 0% — применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при оказании услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • 10% — применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. Перечень устанавливается постановлениями Правительства РФ;
  • 20% — применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).

Согласно п.4 ст.164 НК РФ, при получении предоплаты (аванса) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ) применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.

При принятии закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составляла 28%. Это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране. Льготные ставки в размере 15% были введены для некоторых видов продовольственных товаров.

В начале 1993 года основная ставка была снижена до 20%, а льготная до 10%. Более 10 лет ставки налога оставались на прежнем уровне.

Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

Лишь в 2004 году основная ставка была снижена до 18%, льготная ставка сохранилась и даже ввели нулевую ставку для некоторых категорий товаров.

Читайте также:  Раздел лицевого счета квартиры, принадлежащей муниципалитету

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18 % до 20 %, в 2019 г. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Год Основная ставка Льготные ставки
1992 28% 15%, 0%
1993-2003 20% 10%, 0%
2004-2018 18% 10%, 0%
2019 20% 10%, 0%

Умeньшeниe oтягчaющиx фaктopoв НДC для cвoeгo пpeдпpиятия.

Oчeвиднo, чтo для yмeньшeния нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть (cyммapнyю) нeoбxoдимo yвeличивaть пocтyпaющий НДC (имeннo тoт, кoтopый мы yплaчивaли oптoвикy в пpимepe). Cлeдoвaтeльнo, oтнимaть из итoгoвoй цифpы иcxoдящeгo НДC (вxoдящeгo в плaтёж вaшeгo пoтpeбитeля) нyжнo бoльшyю чacть, a в кoнцe нaлoг cнизитcя.

Чтoбы этo peaлизoвaть cyщecтвyeт oгpoмнoe кoличecтвo вapиaнтoв.

Нaпpимep, лизинг. Дoпycтим, чтo вaшa фиpмa нyждaeтcя в тpaнcпopтe. Бyдь тo гpyзoвoй или лeгкoвoй, нe вaжнo, вы бepётe eгo в лизинг. Mы пoнимaeм, чтo этo нe cильнo тo и oтличaeтcя oт oбычнoгo кpeдитa, вeдь и пpoцeнты yплaчивaeмыe зa пoльзoвaниe ycлyгoй, дa и плaтeжи pacпиcaны нa нecкoлькo лeт впepёд.

Нo caмa пo ceбe ycлyгa лизингa yжe имeeт в кoмплeктaции НДC, и oн для вaшeгo пpeдпpиятия бyдeт вxoдящим, пoэтoмy и нaлoгoвыe oбязaтeльcтвa yмeньшaтьcя в paзы. Кaждaя лизингoвaя кoмпaния дocкoнaльнo вaм paccкaжeт, пpoцeнт cбepeжeнныx вaми cpeдcтв. Пoтoмy чтo для ниx этo ocнoвнoй apгyмeнт, чтoбы пoкaзaть вce пpeимyщecтвa иcпoльзoвaния лизингoвoй cиcтeмы, ocoбeннo для пpeдпpинимaтeлeй, кoтopыe имeют cтaндapтнyю cиcтeмy oблoжeния нaлoгaми.

Кaк былo зaмeчeнo, гpaмoтный пoдxoд к дeлy, cyщecтвeннo yмeньшит pacxoды нa нaлoгoвyю чacть. Этo пoзвoлялo фиpмaм ocтaтьcя нa плaвy в тяжeлыe вpeмeнa кpизиca.

Налог на добавленную стоимость: субъекты, объект налогообложения, налоговая база.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный косвенный налогом. В настоящее время он урегулирован гл. 21 НК РФ, которая действует с 1 января 2001 г.

1. Налогоплательщиками НДС в общем случае признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

2. Объект налогообложения НДС, наиболее часто возникающий в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2) Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, основным объектом налогообложения НДС являются действия (деятельность) налогоплательщиков по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Как таковая «добавленная стоимость» в НК РФ не определяется и напрямую в качестве объекта налогообложения НДС не используется.

Интересный подход к НДС следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 9181/08: налогом на добавленную стоимость облагается фактически полученная экономическая выгода в денежной форме.

НДС подлежит уплате именно в связи с реализацией товаров (работ, услуг). В п. 2 ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Соответственно, если поступившие денежные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), то по общему правилу они и не влияют на исчисление НДС.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 4762/09 рассмотрен вопрос налогообложения убытков, вызванных потерей тепловой энергии при ее транспортировке. Суд указал, что в НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие исчислять НДС от суммы убытков и требовать их взыскания с учетом данного налога.

В п. 2 ст. 146 НК РФ перечисляются операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС:

1) операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров, работ или услуг (п. 3 ст. 39 НК);

2) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов гос. (местным) органам власти;

3) передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) государственными (местными) органами в рамках выполнения возложенных на них полномочий, если обязательность выполнения таких работ (оказания услуг) установлена законодательством, и пр.

Момент определения налоговой базы (фактически — момент возникновения объекта налогообложения) для случая реализации товаров (работ, услуг) в п. 1 ст. 167 НК РФ в общем случае установлен как наиболее ранняя из дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Соответственно, законодатель устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг) объект налогообложения по НДС возникает только из самого факта отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); последующая оплата и момент ее получения правового значения не имеют. Если же условия сделки предусматривают предварительную оплату, то ее получение также порождает объект налогообложения по НДС.

Исходя из Определений КС РФ от 4 марта 2004 г. N 147-О и N 148-О в отношении НДС законодатель может установить, что налоговая база увеличивается на суммы получаемых налогоплательщиком авансовых платежей, при этом предусмотрев соответствующий порядок уплаты налога: либо единовременно (например, по итогам налогового периода), либо авансом — при получении налогоплательщиком авансовых платежей за реализацию товара (работ, услуг) с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода.

Несмотря на то что современный вариант НДС не предполагает обязательного получения оплаты за товар как условия возникновения объекта налогообложения, в актах высших судебных органов периодически высказывается позиция о наличии такого условия. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 10447/10 сделан вывод о том, что согласно гл. 21 НК РФ налог на добавленную стоимость уплачивается продавцами за счет получаемых от покупателей денежных средств.

Читайте также:  Выплата пособий неполным семьям в 2023 году: льготы для детей одиноким родителям

В силу общей нормы п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Ставки НДС предусмотрены в ст. 164 НК РФ:

— 18% — стандартная;

— 10% — при реализации некоторых продовольственных, детских, медицинских товаров и печатных изданий;

— 0% — при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и по некоторым другим операциям.

Понятие «рыночных» цен в расчете налоговой базы

При расчете НБ обычно учитывается цена продукции, которая была установлена участниками сделки. Налоговыми органами предполагается соответствие указанной цены рыночному уровню цен (в случае, если ФНС не доказала обратное). Рыночная цена трактуется как та, что сложилась во время взаимодействия спроса и предложения в сфере идентичных (или хотя бы однородных) товаров в близкой экономической ситуации.

В некоторых случаях налоговая инспекция вправе проверить допустимость применения цен. Подобное возможно, если сделки были проведены:

  • между лицами, зависимыми друг от друга;
  • с использованием бартера (товарообмена);
  • по внешнеторговому направлению;
  • с отклонением заявленных цен более чем на 20% от «рыночных» (как при завышении, так и при занижении цены)

Освобождение от налогообложения

НК содержит положения, согласно которым определенные объекты (операции) и определенные плательщики освобождаются от исчисления и уплаты налога. Они относятся к категории льготируемых.

Однако льготируемые обороты подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Реализация объектов на территории РБ

Освобождаемые объекты

Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах. Освобождаются обороты по реализации:

– медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), перечисленных в НК;

– ветеринарных мероприятий, перечисленных в НК;

– услуг в сфере культуры по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;

– услуг по подготовке спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– услуг, связанных с организацией похорон, перечисленных в НК, а также надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению;

– товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (численность инвалидов в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период);

– товаров магазинами беспошлинной торговли;

– услуг, оказываемых физлицам по доставке пенсий и других соцвыплат и по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке;

– оказываемых физлицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;

– объектов жилфонда, работ по строительству и ремонту объектов жилфонда, гаражей и автостоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом;

– услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию);

– физлицам услуг в области фотографии, парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, предметов личного пользования;

– иные обороты.

Обращаем внимание, что плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Беларуси или за ее пределами, а для этого необходимо определить место реализации объектов.

Во взаимной торговле работами (услугами), имущественными правами с государствами – членами ЕАЭС место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, с иными странами – согласно положениям ст. 117 НК.

Взимание косвенных налогов (в т.ч. НДС) и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с государствами – членами ЕАЭС осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов.

Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:

– при реализации объектов – в соответствии с положениями, установленными ст. 120 НК;

– при ввозе товаров на территорию РБ из-за пределов ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, – в соответствии с положениями ст. 138 НК;

– при ввозе товаров с территории ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется налоговыми органами, – в соответствии с положениями ст. 139 НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС(Подписан в г. Астане 29.05.2014).

В связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду объектов, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.

По общему правилу налоговая база НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.

Данный порядок распространяется на обороты по реализации приобретенных и произведенных объектов; объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;

– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Исчисление НДС по указанным суммам увеличения налоговой базы производится получателем таких сумм по формуле: НДС = налоговая база x ставка НДС / (100 + ставка НДС).

При этом исчисленный плательщиком НДС покупателю не предъявляется.

Уплата налога в бюджет

Для того чтобы определить сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет, необходимо:

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

1) исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий отчетный период;

2) определить общую сумму налоговых вычетов, которые следует применить по итогам данного отчетного периода;

3) найти разность между общей суммой налога (пункт 1) и суммой налоговых вычетов (пункт 2):

НДС к уплате = НДС общ. – НВ,

где НДС к уплате – сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДС общ. – сумма налога, исчисленная по всем хозяйственным операциям;

НВ – налоговые вычеты по итогам отчетного периода.

В общем порядке НДС вычитается нарастающим итогом в пределах сумм налога, исчисленных по реализации объектов. В определенных случаях, предусмотренных НК, и в случаях, установленных Президентом РБ, суммы НДС вычитают в полном объеме, независимо от сумм налога, исчисленных по реализации объектов (п. 1 ст. 133 НК).

Согласно пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога.

В соответствии со ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признаются передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — и на безвозмездной основе.

На основании п.п.3, 4 и 5 ст.38 НК РФ для целей налогообложения товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостное выражение объекта налогообложения.

При определении налоговой базы на основании п.2 ст.153 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Если в соответствии с условиями договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), то при принятой для целей налогообложения учетной политике «по отгрузке» суммы НДС, исчисленные по курсу Банка России на дату отгрузки, корректируются продавцом на сумму разницы между суммой НДС, исчисленной по курсу Банка России на дату отгрузки, и суммой НДС, исчисленной по курсу Банка России на дату оплаты товаров (работ, услуг).

Если между продавцом и покупателем имеется взаимная задолженность, то на основании ст.410 ГК РФ обязательство может быть прекращено посредством проведения зачета.

Согласно ст.410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Однородность требований устанавливается предметом обязательств (денежные обязательства могут быть заменены на денежные, имущественные — на имущественные и т.д.).

Зачет требований производится по сумме меньшего из них. В связи с этим если размеры встречных требований различны, то зачет между сторонами может быть произведен на одну и ту же сумму, соответствующую сумме меньшего требования. Обязательство же, по которому предъявлено большее требование, в оставшейся (не полностью зачтенной) части сохраняет свою первоначальную силу.

Зачет взаимных требований производится на основании акта взаимозачета, подписанного его участниками.

Особенности определения налоговой базы

В зависимости от вида деятельности организации, существуют нюансы в формировании налоговой базы по НДС.

Для компаний, занимающихся продажей покупных товаров, налоговую базу НДС по операциям подлежащим налогообложению можно определить по формуле:

У предприятий, реализующих товары собственного производства, схема усложняется за счет возникновения затрат на покупку сырья, расходные материалы и т. д. Здесь возникают вычеты НДС по приобретению у поставщиков, уменьшающие базу налогообложения.

При раздельном учете НДС, то есть при облагаемых и необлагаемых операциях и (или) применении различных ставок налога, налоговая база формируется отдельно по каждому виду операций, относящихся к определенной категории.

Для СМР и работ для собственного пользования налоговой базой считается совокупная стоимость всех работ и товаров. Обязательное условие при этом — расходы на собственные нужны не должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в качестве базы для расчета налога принимается:

  • таможенная стоимость ввозимых товаров. Определяется в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ;
  • таможенные пошлины;
  • акцизы для подакцизных товаров.

В случае проведения операций в пользу третьих лиц, к которым относятся операции по агентским, комиссионным и договорам поручительства, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода в виде агентских вознаграждений, дополнительного дохода, превышения возмещения затрат над фактическими, и т. д.

Налоговая база по НДС: определение и момент определения налоговой базы, уменьшение налоговой базы, специальный режим, пример расчёта, уменьшение налога ндс

НДС — один из бюджетообразующих федеральных налогов и один из самых популярных во всех экономических системах финансовых инструментов.

Согласно теории налогообложения НДС относится к косвенным налогам. Однако при детальном рассмотрении по сути это прямой налог — с прибыли, зарплаты, процентов, ренты, из которых и состоит добавочная стоимость, причем ложиться он бременем и повторным налогообложением на последних потребителей, а другие участника процессов производства и реализации выступают в роли налоговых агентов.

Сам налог впервые масштабно ввел директор по экономике Франции Морис Лоре, предварительно «испытав» его в тогда еще французской колонии — Кот-д ‘Ивуаре. Затем налог переняли и другие европейские страны.

В Россию НДС пришел в 1992 году на смену советскому налогу с оборота через отдельный федеральный закон, а в нынешнем виде налог находится в 21 главе Налогового кодекса, вступившего в силу с 2001 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *