Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда менять зимнюю резину на летнюю в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ГИБДД не рекомендуют ездить на зимней резине летом. Так, предназначенные для холодного времени года покрышки теряют эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, при температуре больше +15 °C начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. При этом летняя резина дубеет в холод, теряет сцепление с дорогой, но размягчается при повышении температуры.
Можно ли ездить на «всесезонной» резине весь год
Согласно требованиями Технического регламента Таможенного союза, на шинах с шипами ездить можно с сентября по май. На «всесезонных» и нешипованных шинах можно ездить весь год. При этом в некоторых регионах эти сроки могут отличаться в зависимости от климатических условий.
Как объяснил исполнительный директор торгового дома «Кама» Тимур Шарипов, «всесезонка» — понятие, которое принято в разговорной речи, на самом деле это летние шины с расширенным температурным диапазоном эксплуатации от +55 до –10 °C. Поэтому для комфортного и безопасного вождения эксперт советует использовать ее в тех климатических условиях, где температура не превышает пороговых значений.
Основной плюс использования таких шин — экономия на сезонной переобувке автомобиля. Дополнительные преимущества: акустический комфорт за счет конструкции протектора шин (как правило, он более низкий в сравнении с зимними моделями), сохранение высокой управляемости транспортного средства даже в заморозки за счет наличия ламелей. Их главный минус — достаточно быстрый износ из-за круглогодичного использования, а также эта шина совсем не подходит для использования по бездорожью, основное ее назначение — поездки в городских условиях.
Параллельный импорт в некоторой степени поддерживает разнообразие ассортимента. Теоретически поправить ситуацию может продукция из дружественных стран. Одни только белорусы поставили в 2022 году около 2 млн шин популярной в России марки Belshina. Постепенно на шинный рынок заходит Узбекистан и его бренд Bars.
В конце концов, и Китай не упускает удобной возможности закрепиться в этом секторе. В прошлом году за первые пять месяцев поставки в Россию китайских автошин увеличились на 9,6%. Тогда как интерес к ним у наших автолюбителей умножился втрое. По данным портала «Дром», цифра запросов на резину из КНР возросла до 33%. И, кстати, отзывы говорят о том, что значительно улучшилось мнение потребителей по поводу качества китайской шинной продукции. Главным преимуществом остается ее доступная цена.

Штраф за зимнюю резину в летнее время
Действительно, во многих странах существуют законы, которые обязывают водителей использовать определенный тип резины в зависимости от сезона. Нарушение этого закона может привести к штрафам и другим наказаниям.
В России, например, использование зимней резины в летний период может привести к штрафу в размере 500 рублей для граждан и до 5000 рублей для юридических лиц.
Кроме того, использование неправильного типа резины может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения при ДТП.
В других странах, таких как Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия, требования к типу резины могут быть более жесткими, и нарушение этих правил может привести к значительно более высоким штрафам.
Поэтому, если вы планируете использовать автомобиль в летний период, важно следовать рекомендациям производителя автомобиля и законодательства вашей страны относительно использования летней резины. Не забывайте, что безопасность на дороге — важнее, чем любые штрафы или экономия на резине.
Требования к летней резине в 2022 году
Как было указано ранее, вопрос когда можно переобувать машину на летнюю резину регламентируется Техрегламентом ТС в 5 разделе указано, что :
- на автомобилях должны устанавливаться шины, которые рекомендуются изготовителями для климатических условий страны;
- размеры покрышки должны соответствовать колесным дискам авто;
- индексы нагрузки и скорости должны соответствовать максимальным характеристикам авто, которые указаны в технической документации к транспортному средству. К примеру, индекс скорости Н обозначает, что максимально допустимая скорость авто 210 км/час. Индекс нагрузки 82 значит, что на одно колесо максимальная нагрузка 475 кг;
- высота протектора летнего комплекта резины не должна быть ниже 1,6мм для легковых авто и грузовых до 3,5т. Для автобусов показатель должен быть как минимум 2мм, для мотоциклов 0,8мм. Касательно грузовых авто и прицепов с массой более 3,5т минимальный протектор — 1мм;
- запрещается эксплуатация шин с различными повреждениями. К ним относят пробои, порезы, расслоение шин и разррушение материала вплоть до обнажения корда.
При какой температуре меняют зимнюю резину на летнюю
При повышении среднесуточной температуры более +5 С° рекомендуется сменить зимнюю резину на летнюю. В таких условиях смеси, из которых изготовлены летние шины уже начинают «работать» и выполнять свои функции. По сравнению с зимними шинами летние экономят своему владельцу не только топливо, но и финансы. Ведь зимние шины тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.
Так нужно ли менять шины сразу после того, как растаял снег? Конечно же нет! Важно набраться терпения и дождаться не только устойчивой плюсовой температуры днём, но и отсутствия вполне возможных в нашем климате ночных кратковременных заморозков. В этом смысле, как говорится, лучше «переездить».
Особенно это касается тех, кто перемещается по загородным второстепенным дорогам, так как городские улицы и магистрали с шоссе активно обрабатывают противогололёдными реагентами.
Общие рекомендации, когда менять резину на летнюю
Все рекомендации, когда менять резину на летнюю, сводятся к следующему — при повышении среднесуточной температуры более +5 С°. В таких условиях смеси, из которых изготовлены летние шины, уже начинают «работать», то есть в полной мере могут выполнять свои функции. Одновременно, по сравнению с зимними шинами, летние экономят своему владельцу не только топливо, но и ресурс. Ведь они тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.
Означает ли это, что менять шины надо сразу как растаял снег? Нет! Важно набраться терпения и дождаться не только устойчивого «плюса» днём, но отсутствия вполне возможных в нашем-то климате ночных (а порой и суточных) кратковременных заморозков. В этом смысле, как говорится, лучше «переездить».
Особенно это касается тех, кто перемещается по загородным второстепенным дорогам (и обледенелым дворам). Ибо городские улицы и магистрали с шоссе активно обрабатывают противогололёдными реагентами.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, в частности, пункт 5.5, предписывает:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
Формально, следуя букве закона, менять зимнюю резину на летнюю в 2023 году обязаны владельцы только ошипованных шин и только с наступлением июня. Однако, учитывая повышенный износ зимних шин при положительных температурах, больший расход топлива и посредственные тормозные качества, переобуть «зиму» на «лето» лучше своевременно. Машины, оснащённые зимними шинами без шипов, могут эксплуатироваться круглый год. Но, по описанным выше причинам, делать этого не советую. Автор этих строк имел печальный опыт. Колеса с остатком протектора в 5-6 мм сносились практически за лето. При этом машина заметно «плавала» на скоростях более 100 км/ч и забортной температуре более +20 С. Конечно ощущения будут разными от управления «четверками» «Жигулей» и БМВ. Хороший автомобиль нивелирует негативные последствия применения несоответствующих сезону шин. По моим личным ощущениям, правильно подобранная резина позволяет не только обеспечить безопасность, например, на той же «семерке» от АВТОВАЗа, но в полной мере раскрыть потенциал S7 от AUDI, заряженной более чем 400 лошадиными силами.
Однако вернемся к срокам замены. В более южном тёплом регионе власти могут запретить использование зимних шин, например, с марта по ноябрь. Или в северных районах — предписать использовать зимние шины с сентября по май. При этом власти на региональном уровне не могут ограничить срок запрета, действующего на «союзной» территории: с декабря по февраль автомобили на всей территории Таможенного союза должны использовать только зимние шины, а с июня по август – только летние.
Таким образом, если исходить строго из сроков, указанных в Техническом регламенте, получается:
- Летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь
- Зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) могут использоваться с сентября по май
- Зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) могут использоваться круглый год
Получается в итоге, если у вас колеса с летней и зимней ошипованной шинами, то произвести замену зимних на летние весной потребуется в течение трех весенних месяцев: с марта по май. А перед зимой — с сентября по ноябрь.
Еще много споров вокруг утверждения: «Лучше иметь колеса в сборе, чем каждый сезон осуществлять шиномонтаж». Возможна деформация бортовой зоны и корда боковины. В теории верно – дешевле, проще и полезней менять колеса в сборе: когда шина смонтирована на колесо (в обиходе – «диск»). На практике опыт показал: ничего криминального с шинами не происходит, если сотрудники шиномонтажа имеют необходимый и достаточный опыт.
Требования к летней резине в 2023 году
Как было указано ранее, вопрос когда можно переобувать машину на летнюю резину регламентируется Техрегламентом ТС в 5 разделе указано, что :
- на автомобилях должны устанавливаться шины, которые рекомендуются изготовителями для климатических условий страны;
- размеры покрышки должны соответствовать колесным дискам авто;
- индексы нагрузки и скорости должны соответствовать максимальным характеристикам авто, которые указаны в технической документации к транспортному средству. К примеру, индекс скорости Н обозначает, что максимально допустимая скорость авто 210 км/час. Индекс нагрузки 82 значит, что на одно колесо максимальная нагрузка 475 кг;
- высота протектора летнего комплекта резины не должна быть ниже 1,6мм для легковых авто и грузовых до 3,5т. Для автобусов показатель должен быть как минимум 2мм, для мотоциклов 0,8мм. Касательно грузовых авто и прицепов с массой более 3,5т минимальный протектор — 1мм;
- запрещается эксплуатация шин с различными повреждениями. К ним относят пробои, порезы, расслоение шин и разррушение материала вплоть до обнажения корда.
Виды шин, которые зимой можно использовать на дорогах РБ
К зимним шинам относятся покрышки, выполненные из фрикционной резины или не фрикционной — шипованные шины, предназначенные для эксплуатации при низкой температуре на обледеневших и заснеженных дорогах. Рисунок протектора фрикционных покрышек имеет множество глубоких прорезей – ламелей, которые обеспечивают сцепление с дорогой, в народе такие шины называют «липучки».
Зимние покрышки разработаны из специального материала, который сохраняет эластичность в мороз и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. У зимней резины, как показывают тесты, сцепление с заснеженной и ледяной дорогой на 50-60% выше, чем у всесезонной. При эксплуатации шипованных покрышек на авто сзади должен быть прикреплен соответствующий знак, установленного ПДД образца, также автомобили на шинах с шипами не допускаются к прохождению техосмотра на диагностических центрах, так как на ролики тормозных стендов нанесен специальный состав, для лучшего сцепления с резиной, а шипы могут его повредить.
Если планируете поездку в Польшу, то имейте в виду, что польское законодательство запрещает использование шипованной резины.
Покрышки маркируется специальными символами, как научиться понимать, что написано на колесах, читайте далее.
Когда переходить на зимнюю резину в 2019 году: мнение экспертов
Чтобы хотя бы примерно спрогнозировать срок смены резины в 2019 году, эксперты заглянули в историю, проанализировав даты перехода на зимние шины с 2015 года на редакционном автомобиле:
- 2015 год — 5 октября;
- 2016 год — 16 октября;
- 2017 год — 18 октября;
- 2018 год — 28 октября.
Как видно из приведённой статистики, ежегодно даты смены резины менялись, но все они пришлись на октябрь месяц. К примеру, в 2015 году это было 5 октября, а в прошлом году — аж 28 октября. Это было связано с непривычно тёплой погодой, которая установилась в нашем регионе в октябре прошлого года.
Из этой статистики ясно, что в сентябре в средней полосе России менять шины ещё рано, в ноябре — может быть уже поздно. Исходя из того, какая погода будет в октябре 2019 года, можно примерно прикинуть сроки перехода на зимнюю резину:
- в случае холодной погоды — первая половина октября;
- в случае тёплой погоды — вторая половина октября.
Также при определении сроков перехода шин нужно учитывать особенности их замены. Так, если Вы меняете шины в автосервисе или они хранятся в «шинном отеле» — лучше заменить их пораньше, до начала ажиотажа в шиномонтажных мастерских, не дожидаясь «дня жестянщика».
Если же шины хранятся у Вас на балконе, да еще и на отдельном комплекте дисков, а замену Вы производите самостоятельно, то нужно просто следить за прогнозом погоды — машину в случае похолодания можно «переобуть» буквально накануне, прямо возле дома. Займёт эта операция не больше часа времени.
Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?
Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:
- с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
- с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.
Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:
- На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
- Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
- Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
- В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.
Месяц | Летние | Шипованные | Нешипованные зимние |
---|---|---|---|
Декабрь-февраль | Запрещается | Разрешается | Разрешается |
Март-май | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
Июнь-август | Разрешается | Запрещается | Разрешается |
Сентябрь-ноябрь | Разрешается | Разрешается | Разрешается |
Есть ли штраф за нарушение ограничений?
Как уже было сказано выше, ограничения в использовании покрышек не в их сезон устанавливается Техрегламентом Таможенного союза. Однако наказания автомобилистов в КоАП основываются только на ПДД. Если какие-то запреты или предписания устанавливаются международными договорами, то они должны дублироваться в ПДД – только в этом случае за нарушения этих норм может быть назначено наказание.
Время от времени сотрудники ГИБДД выписывают за шины штраф на основании ст. 12.5 КоАП, то есть за управление ТС с неисправностями. Однако, чтобы этот штраф был правомерен, дефект, за который он назначается, должен быть закреплен в «Перечне неисправностей». Использование ошипованных шин летом или летних шин зимой не занесено в этот список, следовательно, штраф будет неправомерен. Обжаловать его можно будет в течение 10 дней с момента вынесения.
В 2023 году наказания за использование резины несоответствующего сезона в России не существует.
Что прописано в законе
В действующих правилах дорожного движения не прописано точных дат, на которые следует опираться при замене шин в Москве и других российских городах. Прежде всего, рекомендуется опираться на погодные условия и среднюю температуру воздуха. Замену шин с зимней на летнюю резину рекомендуют делать при средней температуре воздуха не ниже +5°С.
Однако, есть нюансы на которые следует обращать внимание. Если водитель эксплуатирует автомобиль на шинах с металлическими деталями, то в Техническом регламенте Таможенного союза прописано, что с 1 июня эксплуатация такой резины запрещена. По словам экспертов, шины с «шипами» наносят очень серьёзный вред дорожному покрытию.
Что касается зимних шин «липучка», то она является «всесезонкой» и на этой резине разрешено ездить в любое время года. Водителям следует помнить, что этот вид резины летом будет быстрее изнашиваться и управление автомобилем ухудшается. Обязательным правилом было и остаётся замена всех четырёх покрышек, вместо двух. К сожалению автомобилисты практикуют и такое для экономии средств.
Необходимо помнить и о том, что эксплуатация резины зависит и от изношенности протектора. Его допустимые нормы:
- 0.8 мм – для категории L;
- 1.0 мм – для категории N2, N3, 03, 04;
- 2.0 мм – для категории M2, M3;
- 6.0 мм – для категории M1, N1, 01, 02;
- 0.4 мм – для иных категорий.
Где указан срок замены шин?
Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.
Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.
Нужно ли ставить зимнюю резину зимой? Есть ли закон?
Закон о зимней резине существует. Называется он «Технический регламент Таможенного Союза — ТР ТС 018/2011». Кроме прочего, в Приложении №8 к данному нормативному акту, в пункте 5.1 содержится информация:
- Запрещается эксплуатировать ТС летом на шинах, имеющих шипы противоскольжения.
- Нельзя ездить зимой на колесах, не имеющих маркировку зимней резины.
Тут нужно пояснить:
- В документе четко прописано, что лето – это июнь, июль и август. Зима, соответственно, декабрь, январь и февраль.
- В летнее время запрет распространяется не на зимнюю резину вообще, а именно на шипованные вариации.
- Правила относятся ко всем колесам транспортного средства.
- Государствам – членам ЕАЭС или их регионам разрешается ужесточать данные нормы (увеличивать количество месяцев) в соответствии с климатическими особенностями.
Сразу скажем, что на данный момент правом ужесточения условий не воспользовалась ни одна страна / регион.
Штрафы за несоответствие
По состоянию на 2021 год до сих пор не предусмотрены финансовые санкции для водителей, нарушивших пункт 5.5 Технического регламента. Таким образом, выполнение требований — ответственность каждого участника движения. Нежелание выполнять их не приведет к каким-либо неприятным последствия. В действующем КоАП отсутствуют ссылки на международные договоренности, действующие в странах СНГ. Единственная санкция, которая может быть предусмотрена — штраф в размере 500 рублей. Кроме этого, водителю могут выписать предупреждение за нарушение условий эксплуатации авто в соответствии с ПДД, частью первой статьи 12.5 действующего Административного кодекса. Но с перечисленными юридическими документами дорога в суд будет закрытой. Дело в том, что никакой регламент не предусматривает обязательную необходимость «переобуваться». По этой причине правила сезонности носят исключительно рекомендательный характер.
Чтобы убедиться в реальности наших утверждений, вы можете ознакомиться с действующей редакцией штрафов, предусматриваемых ГИБДД. Не существуют как конкретные финансовые санкции за нарушения регламента, так и ГОСТы, которые бы были внедрены на территории Российской Федерации.