Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль льгот по уплате таможенных платежей в евразийском экономическом союзе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

От уплаты НДС плательщик может освобождаться полностью или возвратить ранее уплаченные суммы. Если товар был ввезен как финансовая помощь, или как сырье для изготовления некоторых видов медицинских препаратов, участник ВЭД налог не платит.
Когда могут быть предоставлены льготы по пошлине
Чтобы не платить, необходимо учитывать:
- Страну-производителя товара. Если продукция произведена в СНГ и отправитель – участник внешнеэкономической деятельности, что подтверждено соответствующим документом (сертификатом или декларацией), пошлина не платится. Развивающиеся государства частично освобождаются от уплаты. Им надлежит уплатить только 75% от установленной базовой суммы. Льготный список стран утверждается Правительством России.
- Цель ввоза. Освобождается от платежей продукция, носящая образовательный, культурный и научный характер, а также грузы, являющиеся гуманитарной помощью, предназначенные для устранения техногенных катастроф, передаваемые в уставный фонд (для юрлиц с иностранными инвестициями). Исключение составляют подакцизная продукция и средства основных фондов.
- Вид ввозимых товаров. Пошлину не платят при ввозе российской национальной и иностранной валюты (исключение – нумизматические экземпляры), векселей, акций и других ценных бумаг.
- Стоимость. Если общая стоимость ввозимых предметов не превышает 5 000 руб., пошлины и налоги не платятся. При этом нужно, чтобы они предназначались для одного получателя.
- Применяемый таможенный режим. Полное освобождение для:
- транзитных международных перемещений, когда груз проходит по таможенной территории РФ, как части пути, который начинается и заканчивается за пределами России;
- беспошлинной торговли, при которой товары иностранного производителя продаются в розничной сети беспошлинной торговли гражданам, выезжающим за пределы страны;
- таможенного склада, где груз хранится под контролем таможенных служб до 3 лет, а затем направляется на реэкспорт;
- предметов, которые безвозмездно переданы в собственность государства;
- перемещения припасов для пассажиров и экипажей на международных морских, воздушных судах, поездах;
- специальных режимов по временной переработке продукции, реимпорту и реэкспорту.
- Специальная таможенная процедура. Полному освобождению подлежит:
- временный ввоз/вывоз ТС, оборудования и запчастей;
- перемещение личных вещей граждан (не более 35 кг на сумму до 1000 евро);
- международные почтовые отправления граждан, включая товары стоимостью менее 10 000 руб., при условии – 1 раз в неделю для одного получателяю
Тарифные преференции и порядок их предоставления
Главное отличие преференций от льгот заключается в том, что они устанавливаются только для одной страны и не распространяются на другие. Могут охватывать различные аспекты таможенного процесса.
Преференция может быть предоставлена в виде установления отдельного тарифа для конкретной страны.
Обратите внимание! В данном случае не действует принцип зеркальности, т.е. предоставление послабления одной стороной не предполагает ожидания подобной меры от получателя льготы. Однако по взаимной договоренности государства могут установить двусторонние привилегии.
Главное основание для установления преференции – страна-производитель товара. Она предусмотрена для развивающихся стран, для которых установлена ставка в размере 75% от основной.
Для категории «наименее развитых государств» действует нулевая таможенная ставка.
Таким образом, отличие преференции от таможенной льготы в основании ее предоставления. В первом случае – это производитель, во втором — категория товара.
Чтобы избежать возникновения различных проблем на таможне, перед въездом в страну или перед выездом из нее, необходимо внимательно изучить правила обложения таможенными сборами перевозимых товаров. Нарушение порядка уплаты пошлины грозит привлечением к административной либо уголовной ответственности, в зависимости от типа нарушения.
Нормативное регулирование
Таможенное законодательство интересно тем, что в нем преобладают международные правовые акты. Дело в том, что в 2014 году Россия совместно с несколькими другими странами – Белоруссия, Казахстан, Армения – создала единое таможенное и экономическое пространство. Назвали это Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Тогда же были приняты единые для всех стран-участниц этого Союза правила таможенного регулирования. Они имеют приоритет над национальными правовыми документами по этим же вопросам.
Таможенные льготы устанавливаются и разъясняются следующими нормативными документами (международными и внутрироссийскими):
Договор о ЕАЭС. Этот документ зафиксировал само создание Союза и закрепил основные принципы и порядок его деятельности
В нем же уделяется особое внимание льготам по таможенным платежам.
До создания Союза в России действовал специальный Таможенный кодекс. Сейчас он отменен, а вместо него действует Таможенный кодекс этого Союза, общий для всех стран-участниц
Таможенным льготам посвящена целая статья этого кодекса.
Налоговый кодекс РФ, который закрепляет льготы для уплаты налогов за импорт или экспорт разных товаров на территории страны. Надо сказать, что в этой части его правила не должны противоречить международным актам Союза.
Федеральный закон о таможенном регулировании. Он принят совсем недавно – в 2018 году – и призван обеспечить выполнение в России правовых актов Союза. В этом законе подробно разъясняются правила применения льгот по таможенным сборам.
постановления Правительства в сфере таможенного права. Например, постановление, утверждающее список оборудования, на ввоз которого не надо платить НДС, или постановление о льготах на вклады в уставные капиталы фирм с иностранными участниками.
исполнение любых законов на практике обязательно порождает разные судебные споры. Таможенные льготы не исключение. Решения суда по таким спорам имеют значение, ведь в последующем судьи могут на них ориентироваться, принимая решение по аналогичным делам. Кстати, для споров внутри Союза по вопросам его компетенции был создан специальный суд. Находится он в Минске.
Этот список документов специально изложен в порядке убывания их юридической силы. Высшее значение имеют акты Союза, потом кодексы и законы, уже затем – все остальное. Если два документа противоречат друг другу, надо применять тот, который имеет большую силу.
Особенности передвижения товаров в рамках ТС
Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:
- продукции;
- ресурсов;
- рабочей силы.
Целью ТС является опережающее развитие внутреннего рынка, а также внедрение новых методов и технологий для улучшения экономического климата. Разработкой правил занимается специальная комиссия ТС — надгосударственный орган, замещающий собой правительство.
Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:
- многообразные льготы;
- разноуровневые преференции;
- облегчение процедур оформления.
Подсказка: введением правил ТС в РФ занимается Правительство. Оно принимает специальные постановления, регулирующие деятельность таможенников в том или ином случае.
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны — участники ЕАЭС могут устанавливать собственный порог беспошлинного ввоза, не превышающий установленный решением ЕЭК.
Нормы ввоза товаров установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Решением Совета ЕЭК от 17 марта 2022 года № 35 порог беспошлинного ввоза для физических лиц повышен до 1000 евро на срок с 31 марта до 1 октября 2022 года, а Решениями от 23 сентября 2022 года № 151 и 30 марта 2023 года № 30 — продлён до 1 октября 2023 года.
Как оплатить таможенную пошлину?
В зависимости от того, какой службой доставляется почтовое отправление, и оказывает ли эта служба услуги таможенного оформления, получателю отправления по указанным контактным данным может быть направлено таможенное уведомление с уже рассчитанной суммой таможенной пошлины и инструкцией по её оплате. Оплату необходимо произвести согласно инструкции.
Многие курьерские службы берут на себя процесс оплаты таможенной пошлины, позволяя внести необходимую сумму в личном кабинете пользователя на своём сайте. Это сильно упрощает жизнь не только пользователям, но и самим курьерским службам — если пользователю дать шанс «накосячить», он непременно им воспользуется, но винить будет, конечно же, не себя.
Почта России при использовании официального мобильного приложения не только сообщает получателю информацию о начисленной таможенной пошлине, но и позволяет её оплатить: онлайн в приложении (без комиссии) или непосредственно при получении почтового отправления (комиссия 10% от суммы таможенного платежа). Онлайн-оплата может быть выполнена с использованием банковской карты. Если вы хотя бы время от времени покупаете дорогие товары за границей, доставляемые обычной почтой, установка приложения Почты России способна избавить вас от многих проблем.
Виды послаблений при пересечении границы
Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.
Выделяют такие виды льгот на таможне:
- Тарифные, связанные с обязательными платежами:
- Освобождение
- Уменьшение
- Возврат
- Послабление в порядке оформления грузов
- Изменение нормативов осуществления контроля
Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:
- Какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется
- В каком объеме
Кому предоставляются преференции при пересечении российской государственной границы
Общий перечень лиц, подпадающих под послабления, приведен в параграфах Таможенного кодекса РФ. На его основании созданы действующие подзаконные акты, детализирующие условия и порядок их применения.
Так, более мягкие правила предусматриваются для:
- Иностранных подданных
- Официальных представителей других держав и делегаций
- Курьерской службы, работающей с посольствами и консульствами
- Международных обществ, межправительственных организаций, а также представителей органов, созданных таковыми
- Дипломатов
Внимание! Вскрыть диппослание любого номинала может только представитель страны-отправителя.
Послабления действуют в отношении таких вещей указанных лиц:
- Личных
- Багажа любого объема
- Транспортных средств
Особенности передвижения товаров в рамках ТС
Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:
- Продукции
- Ресурсов
- Рабочей силы
Целью ТС является опережающее развитие внутреннего рынка, а также внедрение новых методов и технологий для улучшения экономического климата. Разработкой правил занимается специальная комиссия ТС — надгосударственный орган, замещающий собой правительство.
Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:
- Многообразные льготы
- Разноуровневые преференции
- Облегчение процедур оформления

Анализ динамики таможенных платежей в формировании бюджета Республики Беларусь и стран-членов ЭАЭС
Таможенные платежи, являясь важной составляющей таможенного дела, выступают в качестве основного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности. За счет таможенных платежей формируется доходная часть бюджета государства. В условиях развития мирохозяйственных связей укрепляется роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности и обеспечении доходов государственного бюджета. На таможенной территории государств — участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством таможенно-тарифного регулирования. Применение одинаковых ставок ввозных таможенных пошлин обеспечивает свободное перемещение иностранных и отечественных товаров на территории ЕАЭС. Наглядное поступление платежей за экспорт и импорт представлено на рисунке 1.
Оформлением документов занимаются работники таможенного управления и пограничники непосредственно на самой границы. Именно для этого каждый аэропорт, мореходные и жд вокзалы имеют специальные комнаты. Если проезд границы происходит на машине, то необходимо предоставить документы не только на сам автомобиль, но и на человека, находящегося за рулем. В том случае если в страну осуществляется ввоз запрещенных товаров или превышается допустимый лимит, а субъект не имеет возможность оплатить Штраф, то все его имущество подлежит задержанию, а за хранение на таможни придется заплатить дополнительную сумму денег.
Исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС
Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.
Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ.
Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.
Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей
61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.
Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.
Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.
При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).
Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).
Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок).
Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.
Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.