Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представление пояснений по НДС по требованию налогового органа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.

Вычет по авансам с трехлетним сроком давности.

Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.

Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.

Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.

В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.

Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.

Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7
Читайте также:  Сколько окладов выплачивают при выходе на пенсию в ржд

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Пример оформления пояснения на требование

Если прочитав вышеуказанные рекомендации, у Вас не сложилось понимание структуры письма, спешим порадовать – далее предоставим несколько примеров ответа на такое требование.

Итак, пример первый. Компания недавно зарегистрирована: реализация ещё слаба, но расходы достаточно большие.

Образец ответа на требование:

В ответ на требование N 0000о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за период: 0 — 0 кварталы 0000 года сообщаем, что нами была произведена проверка, по результатам которой выявлено: данные в декларации по НДС за указанный период внесены верно: налоговая база сформирована правильно. Причиной высокого удельного веса является превышение расходов организации над её доходами. Это связано с началом предпринимательской деятельности. Чтобы организовать работу компании потребовалось оплатить аренду офиса, приобрести компьютерную и прочую оргтехнику, а так же оплатить услуги связи и доставки товара на склад. Товар еще не был реализован, его реализация планируется на следующий квартал. В ответ на требование предоставляем подтверждающие документы, указанные в приложении.

Пример второй. Деятельность компании связана с реализацией сезонного товара.

В ответе на требование указываете все то же самое, что и в первом примере, но в качестве причины сообщаете о сезонности реализуемой продукции. Здесь же пишите о том, когда планируете реализацию. Это письмо так же подкрепляете подтверждающими документами.

Что такое безопасная доля вычетов по НДС

Безопасная доля вычетов по НДС – это сумма, на которую компания может уменьшить свои налоги. Рассчитывается она так. Величина вычета, поделённая на сумму начисленного НДС, умноженная на 100 %. Где вычет – сумма налога, указанная поставщиками в счетах-фактурах. Полученную сумму нужно сравнить с контрольным значением и принять решение: оставлять текущие данные или переносить часть вычета на следующий квартал, если сумма вышла небезопасной.

Надо понимать, что как такового термина «безопасная доля вычета НДС» в Налоговом кодексе не существует. Но при этом все знают, что сумма вычетов за четыре квартала не должна в среднем превышать 89 % от начисленного за эти же кварталы налога. Более того, Федеральная налоговая служба регулярно обновляет данные по безопасной доле вычета. Эти данные публикуются в виде таблицы, где указан средний процент вычета по регионам, но без привязки к сфере деятельности компании.

При этом пороговые значения вычета довольно серьёзно разнятся по стране. Например, в данных за 2-й квартал 2021 года в Мурманской области безопасным значением признано 193 %, а в Астраханской и Оренбургской областях всего 72 %.

Такую статистику по регионам Федеральная налоговая служба выкладывает четыре раза в год: в начале февраля, в начале мая, в начале августа и в начале ноября. Соответственно, чтобы рассчитать долю вычета за 1-й квартал, нужно ориентироваться на данные от 1 февраля, за второй – от 1 мая и так далее. Найти данные можно на любом проверенном бухгалтерском ресурсе в интернете.

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Читайте также:  Сколько платят на ребенка-инвалида в 2023 году?

Когда налоговая просит пояснения по представленному отчету по НДС

Условия, касающиеся дачи налоговикам пояснений к декларации по НДС, изложены в п. 3 ст. 88 НК РФ. После того как плательщик НДС представил в свою ИФНС декларацию, сотрудники налоговой в обязательном порядке проводят камеральную проверку документа. И если в ходе нее у них возникают вопросы, плательщику, подавшему декларацию, направляется запрос на разъяснение неясных налоговикам моментов.

Основные случаи, когда запрос на разъяснения по декларации точно будет направлен плательщику, такие:

  • если в декларации обнаружены ошибки (например, несоответствие контрольных значений);
  • если данные декларации не совпадают с информацией, имеющейся у налогового органа по данному плательщику (например, у налоговиков есть данные встречных проверок с контрагентами плательщика, по которым выходит одна сумма оборотов, а в представленном плательщиком расчете указана другая);
  • по итогам представленной декларации получается сумма НДС к вычету (возврату) из бюджета;
  • при подаче уточненной декларации уточненная сумма НДС к уплате в бюджет меньше, чем была в исходном расчете.

Возможны и другие варианты, кроме перечисленных. Однако все они объединены в логические группы, которым присвоен определенный код.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?

В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» – 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.

Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?

Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.

Общие сведения об отчетности по НДС

С 2020 года отчетность по НДС стала полностью электронной. Это значит, что все плательщики налога обязаны подавать декларацию по НДС в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Эта обязанность не зависит от величины дохода, численности сотрудников компании и каких-либо иных критериев. Подавать декларацию на бумаге разрешено лишь тем, кто сам НДС не платит, но исполняет роль налогового агента, то есть отчитывается за иных лиц.

Еще одно глобальное изменение — в декларацию теперь входят данные книги продаж и покупок. Таким образом, проверяя отчет, налоговая служба видит сведения из выставленных и полученных компанией счетов-фактур. И не просто видит, а сравнивает с тем, что отразил в своей декларации контрагент. Поэтому ошибок, а следовательно, и требований представить пояснения по НДС в последние годы стало гораздо больше. По статистике самой налоговой службы, ошибочные данные обнаруживаются в каждой второй декларации по этому налогу.

Вычет с предоплаты поставщику в большем размере, чем указано в договоре

Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.

Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).

В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017).

Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).

Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).

При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.

А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.

Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать

Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).

В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).

Как избежать хлопот с налоговиками

Налоговая служба рьяно следит за работой компаний и начинает проявлять к ним интерес, если обнаруживает высокий процент удельного веса по налоговым вычетам. Если он составил 89% и выше, то в скором времени можно ожидать от налоговой службы запрос с пояснением, игнорировать который крайне нежелательно.

Выявленный высокий удельный вес вычета считается серьезным доказательством того, что в компании . Подобная проблема часто становится поводом для проверки со стороны налоговой. Чтобы снять подозрения, следует как можно раньше предоставить органам документ-пояснение. Его необходимо будет приложить к .

Чтобы объяснить причину высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, необходимо подать пояснение в ФНС в произвольной форме с указанием всех факторов, влияющих на повышение.

Образец пояснения по высокому удельному весе налоговых вычетов по НДС:

К примеру, если компания занимается изготовлением мебели, то в объяснительном документе может в качестве аргумента предоставляется информация о том, что приобретаемые для обивки мебели материалы доставляются из другой страны. Из-за девальвации рубля произошло существенное увеличение расходов. Также причиной может выступать и повышение арендной платы.

В пояснительном документе следует обязательно предоставлять сравнения по затратам. К примеру, в сравнении с 2020 годом сокращение выручки произошло на 12%. К пояснительному документу обязательно должны быть приложены копии договоров, подтверждающих, что представляемая информация о повышении оплаты за продукцию либо аренду помещения, действительно имеет место. Документ подтверждается печатью директора.

Пояснения налоговому органу по факту

высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС

Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве Строгову Я.Х.

Отчет по НДС, как и по всем остальным видам налога, представляет собой заполненную декларацию, которая сдается плательщиком в ФНС. Особое внимание сотрудников налоговой службы при проверке деклараций привлекает высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС. Если данный факт обнаруживается в отчетности, «налоговая» может потребовать от плательщика пояснения о налоговом вычете (его доле).

Удельный вес рассчитывается по-разному в каждом регионе. Также он зависит от сферы деятельности, статистических данных. Подозрительной для контролирующего органа является доля в 89% и выше в течение года. Также, скорее всего, в 2020 году не избежать проверки компаниям, заявившим в декларации вычеты в сумме более 5 миллионов рублей или, если резкое превышение налоговых вычетов по НДС наблюдается в налоговом периоде.

В стандартном образце пояснения в налоговую службу относительно высокого вычета по НДС указывается:

  • реквизиты, наименование плательщика;
  • сумма вычетов и период, за которые они затребованы;
  • собственно пояснение превышения;
  • дата и подпись.

Пояснения по превышению доли налоговых вычетов по НДС сдаются в налоговый орган в письменном виде, этому предшествует получение налогоплательщиком письма с требованием предоставить объяснения. Причин высокой доли налоговых вычетов по НДС может быть несколько:

  • Закупка товара в конце периода.
  • Возмещение НДС.
  • Недавно открытая компания или переход на другой вид хозяйствования.
  • Позднее получение счетов-фактур.
  • Сезонные, например, сельскохозяйственные работы.

Вычет по НДС предоставляется не всем налоговым агентам. Не имеют права им воспользоваться те, кто освобожден от уплаты данного налога, реализует товары иностранного происхождения, не состоящие на учете в РФ, или занимается продажей конфискованного товара, перечисленного в 145-й статье НК.

Мы рассказали, как самостоятельно контролировать отдельные критерии, по которым налоговики проводят отбор кандидатов для ВНП. Теперь поговорим о том, как подготовить пояснения, которые могут помочь отбиться от приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения и от возможной в недалеком будущем выездной проверки, если компания все же попала в зону пристального внимания инспекторов.

Приведем образцы таких пояснений.

Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя составляет

87,39%

Размер этого показателя для России ранее составлял 86,93%

Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя составляет

88,76%

Размер этого показателя для Москвы ранее составлял 88,08%


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *