Избежать проблем: зачем подавать уведомление о начале строительства дома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Избежать проблем: зачем подавать уведомление о начале строительства дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае незаконного строительства на виновника будет наложен штраф. Размер штрафа зависит от тяжести правонарушения. Если здание построено на чужой земле, виновник заплатит 1,5% от стоимости этой земли. В случае нарушения строительных норм и правил штраф составит от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Причины возможного отказа в начале строительства

После рассмотрения заявки администрация может направить уведомление о несоответствии планируемого строительства допустимым нормам.

Возможные причины такого решения:

  • несоответствие параметров дома допустимым нормам (высота — более 20 м, этажность — более 3 этажей)
  • наличие ошибок в документе
  • отсутствие у заявителя прав на земельный участок, на котором планируется строительство
  • намерение строиться в зоне с особыми условиями использования (исторические поселения, природоохранные территории, прибрежные зоны)
  • несоответствие вида разрешённого использования участка (на земле нельзя строить жилой и/или садовый дом)

Какие сведения нужно указывать о сособственниках и/или соарендаторах?

Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.

Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.

То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.

Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.

Примечание.

Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).

Данный вопрос пока остается открытым.

Порядок подачи уведомления о планируемом строительстве

Подать уведомление о начале строительства дома можно в следующих уполномоченных органах:

  1. Жителям Москвы – Комитет государственного строительного надзора.
  2. Для Санкт-Петербурга – Служба государственного строительного надзора и экспертизы.

Для других территориальных округов это могут быть:

  • региональная администрация;
  • департамент архитектуры и градостроительства;
  • министерство строительства или др.

Процедура подачи состоит из таких пунктов:

  • документы вместе с уведомлением подаются в нужный отдел;
  • в течение 7 рабочих дней будет рассмотрено заявление;
  • ответ дается в письменной или электронной форме на адрес заявителя.

Одобрение запроса выражается в регистрации застройки, после чего можно начинать строиться. При отказе даются пояснения принятого решения. Исправив замечания (если это возможно) собственник сможет вновь подать уведомление о строительстве садового или жилого дома.

В каких случаях уведомление НЕ требуется

Если исходить из принципа «все, что не запрещено, разрешено», то в соответствии с нормами Градостроительного кодекса, уведомление о планируемом строительстве необходимо только для зданий, которые находятся под действием градостроительного регламента. Для всех остальных объектов такое разрешение не требуется. Таким образом, в перечень объектов, свободных от разрешительных процедур попадают:

  1. строения выполняющие вспомогательную функцию (гараж, баня, сарай, теплица и т. п.), расположенные на землях не предназначенных для коммерческого использования;
  2. объекты, не являющиеся капитальными;
  3. временные строения, возведенные для обеспечения каких-либо работ (добыча полезных ископаемых, земляные работы, прокладка коммуникаций и т.п.);
  4. объекты, в которых планируются не существенные изменения в проект строительства.

Что если в процессе строительства вы решили поменять конфигурацию дома?

Бывает так, что в процессе строительства вам приходит в голову какая-нибудь гениальная идея по улучшению будущего дома. Скажем, «8 х 8 метров — это какой-то маленький домик. Сделаю-ка я его 10 х 10!». Или, скажем, возникает желание перенести дом на несколько метров вправо или влево.

В таком случае обязательно нужно подать соответствующее уведомление в те же органы (напомним, в УГР, если имеется в виду Казань, или отдел архитектуры и строительства в разных муниципальных образованиях). Строя гениальные планы, нужно продолжать придерживаться определенных правил: двигая или увеличивая дом, вы по-прежнему должны соблюдать необходимые отступы от границ участка. И тогда, если все соответствует правилам, вы получите новое «одобрительное» уведомление от органов власти.

Не ставя в известность государство, изменить конфигурацию дома будет чревато последствиями — дело в том, что по окончании строительства к вам придет кадастровый инженер, составит технический план дома, и с ним вы снова пойдете в соответствующие органы. Вот тогда-то ваша невинная перестройка вскроется — и возникнут серьезные проблемы с регистрацией.

О том, как подать уведомление об окончании строительства и что за этим следует — поговорим в следующих статьях.

Что делать после завершения строительства?

После завершения строительства нужно составить уведомление о его окончании в течение месяца со дня возведения объекта. В документе должны быть указаны сведения о застройщике, участке, объекте и об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. Подать уведомление можно с помощью сайта госуслуг, МФЦ, или лично обратиться в уполномоченный орган.

Читайте также:  Какой процент алиментов на троих детей в 2023 году

К уведомлению об окончании строительства прилагается технический план объекта ИЖС.

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган проверит документы и произведет осмотр готового дома на соответствие заявленным параметрам.

По итогам проверки вы получите уведомление о соответствии/несоответствии построенных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В случае, если объект будет признан соответствующим требованиям законодательства, то уполномоченный орган направит в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав вместе с прилагаемыми документами, о чем вам будут направлены соответствующие уведомления. В случае ненаправления уполномоченным органом в установленный срок заявления и документов в орган регистрации прав вы можете направить указанное заявление самостоятельно. При этом необходимые документы будут запрошены органом регистрации прав у уполномоченного органа.

Определение уведомления о строительстве

Уведомительный порядок оповещения государства о начале строительства подразумевает подготовку и подачу специального документа. В нем указывается информация о частной территории и характеристиках объекта, который будет на ней возводиться.

На основе предоставленных сведений государственные органы власти осуществляют проверку и принимают решение о возможности строительства частного дома с указанными характеристиками на конкретном участке. В процессе они определяют, существуют ли какие-либо ограничения. Когда проверка завершается, органы власти выдают уведомление, что будущий объект будет соответствовать установленным параметрам или наоборот. В документе также указывается допустимость или недопустимость его строительства на конкретной частной территории.

Возвращение уведомления о начале строительства

Местная администрация возвращает уведомление заявителю не только после проверки. Иногда его отдают назад без рассмотрения. Это возможно в двух случаях:

  1. если в уведомлении или других документах указаны не все сведения или сделаны ошибки;
  2. если застройщик передал не все документы.

Справка! Если уведомление о строительстве возвращено без рассмотрения, то с юридической точки зрения оно считается неотправленным.

Именно поэтому заявителю нужно повторно пересматривать документы и подавать их на рассмотрение. Чтобы гражданам было проще, уведомление всегда возвращается с указанием причины. Но если основания для возврата без рассмотрения не являются уважительными, у заявителя есть два варианта:

  1. Он может направить его повторно. А в отдельном письме указать, что чиновниками было допущено нарушение по ст. 51.1 Градостроительного кодекса.
  2. У него есть право составить и направить соответствующую жалобу в прокуратуру. Срок подачи жалобы – 10 дней после получения уведомления без рассмотрения.

У администрации есть право отказать заявителю в застройке дома по следующим основаниям:

  • несоответствие параметров объекта ИЖС;
  • несоблюдение площади застройки;
  • размеры отступов от границ земельного участка;
  • на земельном участке нельзя строить жилую недвижимость;
  • извещение о начале строительства и другие документы поданы не застройщиком (владельцем), а посторонним лицом без доверенности.

Перед подготовкой документов нужно внимательно проверить все пункты. Так, нельзя строить дом, имеющий более 3 этажей. Не менее важно соблюдать соответствие площади застройки и площади объекта ИЖС. По общим правилам застройка не может занимать больше 40% от всей площади.

На земельном участке в 10 соток на дом должно быть выделено не более 4 соток. Но обычно площадь застройки не имеет единого значения, поэтому в каждом регионе или населенном пункте установлены свои нормы. Узнать их можно в градостроительных регламентах.

Так как причины отказа в строительстве объекта ИЖС местная администрация обязана указывать заявителю, их можно устранить. Чаще всего для этого достаточно изменить планировку дома или собрать недостающие документы (разрешения от Комитета по охране памятников и т. д.).

Срок действия и продление

Согласно обновленной статье 51 Градостроительного кодекса, срок подготовки ответа на Уведомление не должен превышать 7 рабочих дней. Однако, нужно учитывать возможность отказа в выдаче уведомления о соответствии по тем или иным причинам (об этом дальше). Тогда срок получения разрешения увеличится до устранения причин отказа.

Та же статья устанавливает срок действия Уведомления о начале строительства — 10 лет, как и на разрешение о строительстве. Уведомление действует и после передачи прав на земельный участок и объекты капитального строительства другим лицам. Оно прекращается, если прекращаются по каким-либо причинам права на земельный участок или права на аренду такового. Если в течение 10 лет вы не зарегистрируете дом- придется продлевать Уведомление.

Законом не установлена процедура продления Уведомления. Поэтому, если срок подходит к концу- нужно просто подать новое. Естественно, если за это время чего нового еще не придумают.

Нововведения призваны упростить процесс начала строительства и последующего согласования. Теперь будущий владелец возводимого жилого дома должен действовать в следующей последовательности:

  1. Подготовка и направление бланка уведомления о планируемом строительстве объекта. Используется специальная форма Минстроя РФ.
  2. В семидневный срок представители уполномоченного госоргана выясняют, будет ли соответствовать будущая постройка требованиям по закону и строительным нормам. При отсутствии нарушений застройщик получает уведомление о соответствии будущего объекта, что дает право приступить к строительству.
  3. После того, как дом построен или закончены работы по реконструкции, застройщик отправляет в надзорный орган другой бланк уведомления о завершении работ, с приложением техплана, первичного уведомления о начале стройки и уведомления о результатах проверки.
  4. Далее, на основании переданных документов, завершенный объект проверяется и выносится решение о формировании нового уведомления о том, что новая постройка соответствует нормам градостроительства.
  5. Когда в администрации находится все 4 вида уведомлений (о строительстве, завершении, соответствии заявленных параметров и фактическом соответствии постройки), государственная структура передает документацию на регистрацию в Росреестре права собственности и постановки на кадастровый учет.
Читайте также:  Самозахват земельного участка соседями: как защитить свои права

По желанию, собственники построенного объекта вправе обращаться в регистрирующую инстанцию самостоятельно. На завершающей стадии строительства важно проследить, чтобы возведенный объект был учтен по кадастру, и в базу Росреестра внесена запись о новой собственности.

Порядок действий при строительстве

Последовательность действий застройщика:

Собрать нужные документы если в документах имеются ошибки, то будет получен отказ
Заказ проекты на будущий объект ИЖС заказать проектную документацию можно в проектных организациях, имеющих соответствующую лицензию
Подача уведомления в муниципальные органы Через 7 дней, которые отводятся на проверку документов, заявитель получает решение
Выполнение работ при получении согласования от органа местного самоуправления можно приступать к жилищному строительству
Ввод жилья в эксплуатацию После строительных работ нужно получить акт приемки от специальной комиссии
Оформление права собственности в службе Росреестра после чего можно прописаться в построенном частном доме

Когда на уведомление о планируемом строительстве возможен отказ и что делать

Даже если бумаги соответствуют критериям, есть риск, что их вернут без рассмотрения. Местная администрация также имеет право дать отказ на уведомление застройщика о планируемом строительстве садового дома или объекта ИЖС. Причины заключаются в следующем:

  • не представлены необходимые документы;
  • обязательные поля в бланке заполнены некорректно;
  • предоставленные документы содержат противоречивые сведения;
  • в тексте есть исправления или помарки, не позволяющие однозначно прочитать написанное;
  • заявление подавалось в электронном виде, и к нему приложены некачественные сканы документов;
  • оно оформлено от имени гражданина, не являющегося собственником земельного надела, на котором планируется строительство;
  • не установлены границы земельного участка;
  • надел расположен на территории, не находящейся в ведомстве местной администрации;
  • заявление подавалось в электронном виде, но заверялось простой электронной подписью;
  • в тексте документов есть исправления, помарки, подчистки;
  • приложенные к заявлению на уведомление о планируемом строительстве объекта документы утратили юридическую силу;
  • параметры запланированной постройки не соответствуют установленным;
  • на участке земли в принципе нельзя строить садовый дом или объект ИЖС.

Если сведений или приложений не хватает, администрация обязана уведомить вас в течение 3 дней. Требования соблюдены? Сотрудники проверят, соответствует ли запланированное строительство виду разрешенного использования земельного надела и местным правилам землепользования и застройки.

Как узнать, в какой орган подавать уведомление?

На самом деле все не так сложно. Подсказка: ответ на это вопрос отчасти содержится в самом бланке уведомления (после слов «уполномоченного на выдачу разрешений…»).

Органы, имеющие право выдать такое разрешение могут быть уровня:

  • государства (федеральными);
  • субъекта федерации (региональными);
  • муниципалитета (местного самоуправления).

Если речь идет об арендованной для строительства дома земле, уровень уполномоченного органа будет зависеть от собственника земли. Иначе говоря:

  • если дом планируется строить на арендованной земле, собственность на которую оформлена на федеральном уровне, подавать уведомление нужно в федеральный исполнительный орган (Министерство строительства и ЖКХ РФ);
  • если собственник арендованной земли – субъект федерации, уведомление следует подавать в региональный орган;
  • если земля арендуется у муниципалитета, уведомление принимает местная администрация.

Подавляющее большинство арендованных земельных участков под ИЖС или садовые дома являются собственностью муниципалитета. Поэтом подавать уведомление нужно в органы местного самоуправления – администрацию.

Если речь идет не об арендованной, а собственной земле, следует знать, на территории какого населенного пункта расположен участок. Уведомление подают в местную администрацию этого населенного пункта.

Уведомление о вводе объекта в эксплуатацию

Порядок ввода объекта в эксплуатацию с введением закона # 340-ФЗ заметно усложнился. Если до его введения ввод в эксплуатацию объекта ИЖС и кадастровый учет с регистрацией прав на объект ИЖС проводились только на основании технического плана здания жилого дома, в составе которого было разрешение на строительство, то теперь установлены иные правила ввода:

Перечень поверяемых сведений при всей его ограниченности к мягким отнести невозможно, поскольку в ходе проверки должно быть установлено:

В итоге, оформить собственность на жилой или садовый (дачный) дом стало намного труднее:

  1. отмененное законом разрешение на строительство заменено на уведомлением о планируемом строительстве,
  2. отложенное было до 1 марта 2022 года получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС оказалось совсем «не отложенным», а введенным задолго до обозначенного срока как уведомление об окончании строительства.
  3. вся полнота закона легла на возведение дач и садовых домов, ранее не требующих отдельных согласований при строительстве.

Целью введения закона стала попытка упорядочения индивидуального жилищного строительства. Его поправки устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках:

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (# 340-ФЗ от 03.08.2018 г.), вступивший в силу с момента его опубликования, обеспечил возможность в очень короткие сроки определить и не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства.


Направление уведомлений при планируемом строительстве объектов ИЖС и садовых домов

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрациями, должностными лицами Администраций, государственными гражданскими служащими Администраций, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
Читайте также:  Госпрограмма «Соотечественники» для переселенцев из Украины

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала), в Администрацию, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (далее — КИС).
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации подаются в Администрацию.
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего, руководителя Администрации, может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации, федерального Портала либо Портала;
  • при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, т.е в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  1. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  2. При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  3. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.
  4. Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  5. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Формы уведомлений для индивидуального жилищного строительства утверждены приказом Минстроя от 19.09.2017г.
Форма уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС состоит из трех разделов. Заполняется в письменном виде и содержит следующие данные:

  • о застройщике: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства;
  • о земельном участке: кадастровый номер, точный адрес или описание местонахождения, сведения о правомочиях застройщика в отношении участка;
  • сведения об объекте: данные о разрешенном виде использования, цель обращения (строительство или реконструкция), информация о параметрах (высота, площадь, отступы от границ) и схематическое изображение планируемого объекта.

Обратиться можно как непосредственно в исполнительный орган, так и послать уведомление по почте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *