Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личностные качества и умения переводчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Это профессия, которая требует разносторонних знаний и талантов. Необходимо наличие широкого кругозора, любознательности, начитанности. Уметь внимательно слушать людей, отвечать им, разговаривать с ними, но при этом ощущать границу дозволенного, стилистику и эмоциональность речи.
Профессия переводчик в основном подразделяется на следующие отрасли:
- Устные синхронные переводчики. Работа заключается в мгновенном переводе прямой речи оратора на определённый язык.
- Устные последовательные переводчики. Востребованы на деловых переговорах, которые требуют перевода. Они происходят по схеме – разговор, и перевод его по предложениям или частям: получение информации специалистом, тщательная её обработка, выдача её на ином языке.
- Письменные технические переводчики. Должны иметь глубокие познания в соответствующих отраслях и хорошо разбираться в узкоспециализированной терминологии. Принцип их работы – это переводы технического текста.
- Письменные переводчики художественной литературы. Главная особенность работы – это художественные и авторские способности. Им часто приходится переделывать оригинальный текст, чтобы он стал понятным читателям. Превосходные переводы стихотворений знаменитых поэтов, красочные переводы произведений популярных писателей, мировых бестселлеров – дело рук данных специалистов.
Профессиональный переводчик — особенности профессии
Как часто мы слышим «Да, хороший перевод» или напротив «Бездари, совершенно не умеют работать» и мало кто задумывается, что за проделанной работой стоит человек. Именно он может красиво или низкопробно изложить материал, сделать текст «вкусным» или напротив, скучным и нечитабельным. Именно переводчик вкладывает частичку своей души в каждую работу.
Профессиональный переводчик — человек слова.
Переводчика можно назвать «бойцом невидимого фронта». Ведь даже Гоголь говорил — «он должен быть, как стекло, такое прозрачное, что его не видно».
И действительно, как часто мы слышим «Да, хороший перевод» или напротив «Бездари, совершенно не умеют работать» и мало кто задумывается, что за проделанной работой стоит человек. Именно он может красиво или низкопробно изложить материал, сделать текст «вкусным» или напротив, скучным и нечитабельным. Именно переводчик вкладывает частичку своей души в каждую работу.
«BACKSTAGE» или ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессия профессионального переводчика не так нова, как может показаться. Издревле люди стремились обмениваться культурным и научным опытом. Активно профессия в ее нынешнем представлении начала развиваться на Руси в XVII веке, в период, когда Россия активно развивала внешне политическую деятельность. Именно тогда в значительной мере обогащается культурный уровень населения, знать охватывает страсть к знаниям. На авансцену выходят переводы зарубежных литературных произведений светского характера.
Годы становления и масса перипетий сформировали профессию переводчика в ее современном понимании. Период СССР – настоящий кладезь талантов.
Золотой стандарт профессии
Много громких имен того времени можно назвать, но хочется выделить одного – известного на всю страну переводчика Виктора Суходрева. Именно он показал западу «Кузькину мать», а газета New York Times, в свою очередь, окрестила его «королем переводчиков».
Виктор был мастером своего дела. Он любил работу, он жил ей, он дышал ей. Однажды Павел Палажченко (переводчик Михаила Горбачева) назвал Виктора «золотым стандартом профессии». Его мастерство позволило донести важнейшие мысли правительства СССР до запада.
Тот самый курьезный случай, когда Никита Сергеевич Хрущев в 1959 году, на переговорах в США заявил «Я вам покажу кузькину мать», тем самым введя американцев в полнейший ступор, и чуть не распалив огромный скандал. В последствие, благодаря переводу, американцы поняли, что речь идет о «невиданном ранее», а не о военной угрозе.
Конечно же, этот случай относится скорее к коллекции «перлов», но только специалист высочайшего уровня сможет достойно разрешить любую ситуацию, какая бы скользкая она не была, с честью, достоинством и уместным юмором.
Переводчики тоже люди
Разрешите представить специалистов, которыми мы гордимся. Их должны знать не только в узких кругах.
- Голос Сталлоне и Шварценеггера в России знают благодаря Леониду Вениаминовичу Володарскому. « Хочу только сразу сказать — я никогда не носил прищепки на носу, а голос у меня такой, потому что нос был сломан… » Наверняка сейчас все сразу вспомнили его незабываемый голос.
- Горчаков Василий Овидиевич перевел за свою жизнь более 1000 фильмов! Среди которых «Москва на Гудзоне», «Крёстный Отец», «Терминатор», «Казанова. Кроме того, он был синхронным переводчиком Хрущева и Сталина.
- Михалев Алексей Михайлович – востоковед. Один из лучших переводчиков персидского языка. Для массового зрителя перевел фильмы «Красотка», «Горячие Головы 1—2», «Ничего Не Вижу Ничего Не Слышу», «Голый Пистолет 2—3», мультфильм Алладин.
- Санаев Павел Владимирович. Талантливейший переводчик. Перевел: «Не Грози Южному , «Шпионь Тяжело», «Чокнутый Профессор», «Феномен», «Клокеры», «Кошмар Перед Рождеством», «Убрать Перископ», «Без Вины Виноватый», «Маска», «Дикий Дикий Вест», «Дьюс Бегелоу» и многое другое.
Мы гордимся нашими и коллегами, говорим им огромное спасибо за вклад в профессию и обещаем, что будем ровняться на лучших!
Как стать гидом-переводчиком
Есть несколько вариантов того, как получить профессию гида-переводчика. Подготовка гидов-переводчиков проходит на программах дополнительного образования на переводческих, лингвистических, культурологических факультетах, а также на программах по направлениям «туризм», «экскурсионная деятельность» и многим другим.
Если высшее образование для вас не вариант, то помогут курсы гидов-переводчиков. Большинство программ и курсов проходят в Москве и Санкт-Петербурге, но с развитием туризма в регионах России, обучиться на гида можно в Казани, Сочи, Нижнем Новгороде и в других городах.
Что касается зарплат гидов-переводчиков, то здесь, как и в любой другой сфере, все зависит от редкости специалиста (например, гидов-переводчиков со знанием арабского языка меньше, чем со знанием английского, поэтому у первых меньше конкуренция в рамках профессии), квалификации, опыта, а также умения “продать себя” – то есть навыков самопрезентации.
Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.
- Желание быть как все, не выделяться, быть похожим на других.
Такое отношение создает шаблонное восприятие, и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов, отличных от уже существующих, ослабевают. Эта проблема зарождается в детстве, когда детей учат быть такими же, как все.
Или когда идеи ребенка подавляются сверстниками или отвергаются родителями. Поэтому никто не хочет быть черной овцой, выделяться среди остальных, и есть желание быть как все.
- Цензура. Внутренняя критика собственных идей.
В этом случае человеку трудно воспринимать свои идеи всерьез, потому что их подавляет внутренний цензор. Это также идет из детства, когда люди воспитываются слишком строго авторитарными родителями, которые запрещают им все.
Постепенно это входит в привычку, формируется множество внутренних запретов, создается внутренний цензор, который начинает все запрещать. Это происходит бессознательно.
- Нетерпение. Желание решить проблему в кратчайшие сроки.
Многие творческие решения приходят не сразу, они требуют времени, когда человек привык решать проблемы быстро, тогда ему трудно быть творческим.
- Трудность в отказе от привычных методов и подходов.
Говорят, что привычка – это вторая натура. И наш разум активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся образом мышления.
И когда мы сталкиваемся с вопросом, для которого нам нужно найти новые идеи, мы склонны возвращаться к похожим решениям, шаблонам, нашему привычному опыту.
Эта тенденция мешает нам находить новые идеи, потому что они находятся вне шаблонов, они там, где у нас нет опыта.

Краткий алгоритм на примере интервью по компетенциям:
- ПОДГОТОВКА.
Перед структурированным интервью по компетенциям изучите компетенции, которые оцениваются, и вопросы из интервью по компетенциям. - УСТАНОВКА КОНТАКТА
Интервью по методу STAR начинается с вводной части, целью которой является объяснение интервьюируемому целей и регламента предстоящего диалога, а также установление контакта. - ПОЛУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ.
Поведенческий пример получен, когда у нас складывается «мини-фильм» происходящего.
Описание должно соответствовать принципу STAR (поведенческие примеры также называют star-примерами):
S (situation) – ситуация. Каков был общий контекст?
T (target) – цель. Какую цель перед собой ставил интервьюируемый?
A (action) – действие. Что конкретно он сделал?
R (result) – результат. К чему это привело?
Как правило, оцениваемый редко ведет рассказ по принципу STAR. Поэтому понадобятся уточняющие вопросы в рамках структурированного интервью по компетенциям:
- Подождите, Вы говорите, что «оптимизировали маршруты». А каковы они был первоначально?
- Какую цель Вы перед собой ставили? Кому принадлежала идея оптимизации?
- С чего Вы начали? Был ли у Вас план действий? С какими сложностями столкнулись?
- Какие конкретные результаты были получены по итогам оптимизации? Как правило, хороший STAR-пример дает информацию сразу по нескольким компетенциям (и по многим индикаторам).
Приведенные ниже вопросы можно использовать в качестве опросника, при проведении структурированного интервью по компетенциям по методу STAR.
Интуицией называют основанную на скрытых резервах способность человека непосредственно постигать истину. Иногда её ещё называют чутьём, проницательностью, инстинктом, внутренним голосом, шестым чувством. И чаще всего интуицию связывают с работой подсознания, многие особенности деятельности которого до сих пор не изучены ни одной наукой. Именно в подсознании скрыто необъяснимое, но глубинное понимание вещей, людей, явлений, событий, которое никак не подтверждено нашими знаниями или опытом. В подсознании хранится неизмеримое количество информации, оно способно уловить абсолютно всё, что воспринимает человек своими органами чувств, и даже больше. А значит, именно в подсознании хранится всё то, что позволяет человеку действовать в жизни максимально продуктивно и эффективно. А интуиция, в свою очередь, является той незримой нитью, которая связывает наш рациональный ум и подсознание друг с другом.
На практике интуиция выражается в непонятно откуда берущихся чувствах, что чего-то делать не стоит или, наоборот, нужно сделать что-то, что раньше в голову не приходило. Во внезапно всплывающих в голове ответах на вопросы, которые так долго пытался найти, но всё было тщетно. В понимании чего-то или кого-то без единого слова или объяснения. Всё это проявления интуитивного чутья. Но удивительнее всего то, что интуиция присуща абсолютно каждому человеку, а также то, что есть специальные методы, при помощи которых её можно развить и существенно улучшить свою жизнь.
У американского писателя XIX века Генри Дэвида Торо, известного в первую очередь благодаря книге «Уолден, или Жизнь в лесу», в которой он описал свой опыт двухлетнего затворничества в хижине на берегу озера, есть отличное высказывание про счастье: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо». Креативность — такая же бабочка, готовая присесть на наше плечо, как только мы прекратим погоню. Творчество происходит с нами, когда мы занимаемся чем-то, к чему лежит наше сердце, — то, что в английском языке называется passion, а в русском — «энтузиазм», «азарт», «жажда творчества». Именно увлеченность — первая из характеристик, присущих творческим людям.
У американского писателя XIX века Генри Дэвида Торо, известного в первую очередь благодаря книге «Уолден, или Жизнь в лесу», в которой он описал свой опыт двухлетнего затворничества в хижине на берегу озера, есть отличное высказывание про счастье: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо». Креативность — такая же бабочка, готовая присесть на наше плечо, как только мы прекратим погоню. Творчество происходит с нами, когда мы занимаемся чем-то, к чему лежит наше сердце, — то, что в английском языке называется passion, а в русском — «энтузиазм», «азарт», «жажда творчества». Именно увлеченность — первая из характеристик, присущих творческим людям.
Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост. Читайте как можно больше литературы по вашей теме, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками. В соцсетях можно подписаться на блогеров, которые так или иначе соприкасаются с вашей сферой. Постоянно ищите примеры для творческого подъема и учитесь у тех, кто уже достиг определенных успехов. Просматривая работы других людей, вы наверняка извлечете для себя много нового и интересного.
При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными. Творческие порывы случаются неожиданно — за приемом пищи, на тренировке, в обувном магазине, во сне. Например, Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Для записи идей лучше всего завести специальный блокнот и всегда носить его с собой. Создавать заметки на ходу очень удобно с помощью диктофона. Только не забывайте потом переносить аудиозаписи на бумагу. В дальнейшем, рассуждая над этими пометками, вы можете придумать новый проект.
Работает ли «умное» бессознательное?
Психолог Ап Дайкстерхайс в 2004 году предложил теорию «бессознательного размышления». Согласно его наблюдениям и некоторым экспериментам, бессознательное может быть эффективнее аналитического подхода к принятию сложных решений.
Комплексные задачи часто легче всего поддаются решению в том случае, если мы сначала провели активную работу по сопоставлению всех «за» и «против», а затем отвлеклись на что-то другое, в то время как мозг продолжал размышлять над проблемой уже независимо от нашего сознания.
Среди исследователей пока нет единого мнения о том, насколько «умным» может быть наше бессознательное. Согласно последним данным, основанным на мета-анализе нескольких десятков работ по этой теме, бессознательное при выборе решений работает не хуже (но и не лучше) чем детальный анализ.
В любом случае, «бессознательное размышление» — совсем не то же самое, что «голая» интуиция. Чтобы достичь лучшего результата, нужно сочетать преимущества аналитического и интуитивного мышления.
Способны ли мы мыслить креативно?
Если у левшей больше развито правое полушарие головного мозга, то у правшей – левое. Есть люди, которые одинаково свободно владеют и правой, и левой руками. Им все равно, какой рукой писать, чистить зубы, выполнять другие действия – у них «обе руки правые». Людей с такими способностями называют амбидекстерами (от латинских слов ambi и dexter – «оба» и «правый»). Амбидекстером был Леонардо да Винчи, который прекрасно владел зеркальным письмом – легко писал левой рукой справа налево.
Существует мнение, что у людей, мыслящих нестандартно, правое и левое полушария развиты одинаково хорошо.
Возьмем в правую и левую руку фломастеры разного цвета и попытаемся одновременно написать одно и то же слово. Посмотрим, что у нас получится. А вдруг мы – амбидекстер с неординарным мышлением, только не подозревали об этом и не применяли свои способности на практике!
Если же левая рука окажется, как и у большинства людей, нерабочая, ее можно натренировать. Это поможет укрепить нейтронные связи между обеими полушариями и развить способность к нешаблонному мышлению.
Каждый человек рождается гением, но в течение жизни его вгоняют в шаблоны. Но истории известны выдающиеся личности с творческим мышлением, которые пошли дальше шаблонов. Они не остановились на фразе “Почему так? Значит, так надо”. Исаак Ньютон первый задумался о том, почему предметы падают на землю. До него все воспринимали это явление, что “значит, так надо”.
Также ярким примером такого вида мышления является П. Павлов, когда не поленился, а исследовал причину и процесс формирования условного мышления у собаки.
Как такое мышление может проявляться в наши дни? Да легко! Почему сейчас столько много кафешек в разном оформлении, множество стилей в дизайне, разные фирмы по выполнению большого перечня функций? Потому что творческие люди развивают свое мышление.
Для чего нужна креативность?
Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.
Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.
Интеллект основан на творческих способностях к результативности работы, которыми обладает наш мозг. Информацию о них несет коэффициент интеллекта IQ. Такой коэффициент измеряется путем использования специальных тестов на интеллект.
Современные исследования, особенно в области психологии и нейрологии, отчетливо показывают, что традиционные подходы к решению проблем охватывают только часть возможностей человеческого мозга. Интеллект отражается не только в знаниях, но прежде всего в деятельности (мы не всегда знаем сами, на что мы способны что можем в нетрадиционных ситуациях). Знания и деятельность репрезентированы в нашем мозгу различными механизмами. Если мы ограничиваемся одной из этих сфер, то охватываем тем самым не полные возможности человеческой компетентности. Области, которые также исключены из нашей компетентности при решении классических задач менеджмента, есть прежде всего интуиция, креативность, фантазия, эмоциональный интеллект, социальная компетентность и т.д.
Тема интеллекта в новом, всеохватывающем смысле стала одной из наиболее актуальных в области педагогической психологии, управления персоналом и креативного менеджмента. Одни разрабатывают новые психологические тесты, другие исследуют технологии системного мышления… Но чтобы освоить понятие креативности необходимо сформулировать собственное мнение об интеллектуальном потенциале и путях его использования, а также осмыслить многообразие интеллекта.
Интеллект в повседневной жизни. Интеллект часто воспринимается как слово-раздражитель. Тема интеллектуальности давно волнует умы и является по-прежнему актуальной, по определению каждый хочет быть любимым, влюбленным, интересным и что важно – интеллектуальным. При описании человека или составлении его характеристики мы прибегаем к словам, которые отражают его интеллект. Наши родители – это первые наблюдатели нашего развития. Они регистрировали наш прогресс, определяли как быстро и как успешно мы что-то изучали, осваивали, произносили первые слова, делали первые шаги, говорили самостоятельно построенные предложения. Какая мать при этом не сравнивала своего ребенка с другими детьми его возраста. Затем в школе дети изучают математику, иностранный язык, другие предметы. И здесь есть поле для проявления и оценки их интеллекта. Но не только образование и профессиональная деятельность определяют наши интеллектуальные возможности. Практически каждая сфера нашей деятельности, каждый вид деятельности дают богатый набор возможностей для проявления интеллекта, для его оценки и развития. Таким образом, начиная с рождения, наши интеллектуальные возможности подвержены изменению через те или иные тесты. Но для проявления интеллекта есть ряд специальных областей.
Классические области интеллекта. Когда мы говорим об интеллекте, идет речь о наших способностях. Какие качества надо измерить, если мы хотим определить уровень интеллекта? Коэффициент интеллекта или квота (квант) интеллекта (IQ) – это понятие, которое заимствовано из психологии, является мерой уровня общего интеллекта индивидуума. Каждый из нас имеет представление об интеллекте. У многих есть примеры людей, которые являются образцами или персонифицированными символами интеллекта, например А. Эйнштейн, С. Королев, В. Ленин или М. Ломоносов. Но у нас нет отчетливых представлений о том, по каким способностям и результативной работе можно оценить коэффициент интеллекта как меру этих способностей в области логического, аналитического или абстрактного мышления.
Можно сказать, что интеллект есть мера того, насколько успешно мы справляется с требованиями внешней среды. Интеллект – это работа мозга, которая может быть востребована практикой. Кто решает проблему быстрее и легче, тот имеет больший интеллект. Иначе говоря, кто логически мыслит, может хорошо описывать ситуацию и вести расчеты, тот эффективнее решает задачи, с которыми он встречается в жизни. Но является ли логическое мышление приоритетным при определении интеллекта? Более чем столетние исследования интеллекта концентрировались прежде всего на определении математических и языковых способностей. Третьей специальной компонентой интеллекта являются возможности фигурально-пространственного представления – зрительный интеллект. Интегральной областью интеллекта может быть назван практический интеллект, т.е. умственная работа с практическими веществами и информацией с помощью определенной техники.
Такая техника представляет собой средства труда. Она различается в зависимости от предмета труда. Если в качестве предмета труда выступает информация, то это техника работы с информацией, например, графики, диаграммы, матрицы и другие инструменты, а также методы работы людей умственного труда. Набор подобного рода инструментов, способов, приемов и методов называется интеллектуальной техникой. Разумеется, математический, речевой, зрительный интеллект имеет соответствующие техники работы. Равно как и существуют соответствующие тесты для оценки интеллекта. Но он не имеет множественного числа, потому что един. Различны сферы проявления единого интеллекта, который включает сознание + мышление + интуиция + чувства. Интеллект – это комплексные способности к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях. При определении интеллекта необходимо исходить из того, что он относителен к тем требованиям, которые надо соблюсти. Интеллект реализуется и оценивается не только по отношению к проблемам, но и к преодолению трудностей, которые встречаются на пути решения проблем.
Умственные способности преодоления барьеров внешней среды часто находятся «вблизи» предприимчивость и пробивной силы. По крайней мере такие способности лежат в основе этих комплексных качеств, которые можно считать одними из слагаемых подводной частью интеллектуального айсберга.
Интеллект относителен. Измерители интеллекта также относительны. Коэффициент интеллекта IQ показывает, насколько сильно индивидуальные интеллектуальные способности личности к результативной работе отклоняются от средней оценки в группе, где проводится оценка интеллекта. IQ не является абсолютной мерой общего интеллекта личности. Он зависит от выбора группы людей, среди которых проводится сравнительная оценка интеллекта. Сравнение должно проводиться среди людей одного примерно возрастного и образовательного уровня с помощью соответствующих систем тестов. Их выбор является непростым делом. От него зависит достоверность полученных результатов. Интересно, что в начале XX века IQ определялся не статистически по отклонениям от среднего значения в группе, а по следующей формуле (10-ые годы XX века):
IQ=Х х 100,
У
где Х – возраст, на который рассчитаны тесты для определения интеллекта
У – возраст тестируемого
Чтобы соответствовать определенному IQ, надо решить некоторые задачи или выполнить другие задания, которые рассчитаны на заданный возраст тестируемых. В начале XXI века IQ является показателем для сравнения относительных возможностей сотрудника внутри точно определенной группы других сотрудников. Решающим моментом для сегодняшней интерпретации IQ или других оценок интеллекта является группа, внутри которой происходит сравнение. Выбор тестов зависит от характеристик группы, для которой они предназначены, например, от возраста, профессии или уровня образования. Оценка IQ внутри одной группы отличается от IQ того же человека внутри другой группы. Так, музыкант группы «НА-НА», не будет признан в другой группе, например, «ДАЙ-ДАЙ».
Креатив в профессиональной сфере
Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.
Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.
В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.
Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?
Параметры креативности
На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.
Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:
- Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
- Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.
Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.
Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:
-
Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.
-
Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.
-
Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.
-
Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.
-
Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.
-
Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.
Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:
- Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
- Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
- Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
- На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.
Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.
О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление
Какие факторы, влияющие на креативность, существуют? Можно выделить ряд моментов, оказывающих воздействие на развитие творческого начала в детские и взрослые годы, а также фундаментальные качества личности.
В период детства и раннего юношества на формирование способности к творчеству влияют такие моменты:
- Особенности склада личности
Наибольшим врожденным потенциалом к творческой активности обладают представители меланхоличного типа. После них идут холерики. Далее флегматики и сангвиники. Разумеется, это не значит, что одни лучше других. Речь идет о сенситивности (восприимчивости), способности эмоционально или интеллектуально оценивать ту или иную ситуацию, модель. В зависимости от темперамента — исследование и постановка задачи, методы достижения конечной цели будут различаться. Холерики и меланхолики ввиду особенностей нервной деятельности, основываются, в первую очередь, на эмоциональном компоненте, прочие — на умственном. Преимущественно.
- Воспитательные методы родителей
Воспитание с достаточным балансом контроля и свободы действий является оптимальным методом. Блокирование самостоятельности, подавление воли ребенка сказывается негативным образом, в том числе и на способностях к творчеству. Избыточная воля, когда ребенок предоставлен сам себе сказывается идентично, потому, как у молодого человека отсутствует понимание рамок дозволенного и он не представляет каким путем хочет двигаться.
- Наличие увлечений
Увлечения — это те сферы активности, которые интересны ребенку. В этот момент речь не идет о выборе средств профессиональной реализации. Главный компонент заключается именно в интересе, готовности самостоятельно, целенаправленно работать в части достижения результатов в выбранной области.
Это может быть как художественная деятельность, музыка, так и решение задач, анализ ситуация (например, исторических) с дальнейшим анализом и глубокими заключениями и прочее. Подобный подход сам по себе является отличным средством развития необходимого качества. Далее остается только держать нужный темп и поддерживать ум в тонусе, поскольку креативность, как и прочие характеристики, без систематической тренировки начинает ослабевать. Подобно мышце без достаточной физической нагрузки. Но, продолжая аналогию, совсем не обязательно перетруждаться. Достаточно использовать приобретенные умения каждый день на практике. По мере развития, этот навык органично входит в жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Становится новым образом мышления.
- Состояние здоровья
Как ни странно, этот фактор играет огромную роль. В первую очередь речь идет о состоянии церебральных структур. Нормальная работа головного мозга требуется для оптимальной мыслительной деятельности. Травмы, врожденные нарушения, генетические дефекты, прочие расстройства резко снижают или ставят крест на способностях человека. Порой даже базовых интеллектуальных возможностях, не говоря о чем-то большем.
С течением времени паттерны (модели) мышления, эмоционально-волевые реакции закрепляются и входят в жизнь человека. При неправильной модели возникают проблемы с постановкой и достижением целей. Приходится переучиваться, устраняя вредные привычки и прививая новые.
Возрастные аспекты креативности
Согласно исследованиям, большая часть значимых открытий делается людьми молодого возраста, меньшие по значимости исследования принадлежат людям средних лет. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики в конце 60-х годов.
Означает ли это, что человек примерно за 30 уже не способен к созидательной, творческой продуктивной деятельности и получению качественного, общепризнанного результата? Разумеется, нет.
В данном случае нужно иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного смещения акцентов творческого потенциала человека, его креативности.
В молодые годы люди склонны в большей мере рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта, склонность к экспериментам угасает, становится слабее. Достаточно чуть сместить волевой компонент, чтобы вновь вернуться на уровень «молодого» мышления. Сделать это может быть непросто, особенно в поздние годы. Вопрос индивидуального выбора и готовности, открытости ко всему новому.
В средние годы человек накапливает огромный опыт, однако он же может ему и помешать в определенном случае. Например, если необходимо решить определенную задачу, человек будет основываться на том, что уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. У молодых в этом отношении есть преимущество. Потому лицам в зрелом возрасте необходимо научиться отбрасывать собственные шаблоны и паттерны мышления, смотреть на ситуацию под разными углами.