Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем ныряем: крещенские купания – церковный обряд или народная традиция?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В исторической литературе о Древней Руси не сообщается о том, чтобы где-то на Крещение прорубали лёд и купались.
В литературе XIX века есть спорадические упоминания о крещенских купаниях; судя по всему, это были локальные традиции.
С какого времени начали совершаться массовые крещенские купания?
Известно, что в период существования СССР крещенские купания совершались в некоторых его регионах. Особо широкое распространение они получили в 1990‑е годы и 2000‑е годы. В некоторых бывших республиках советского государства в купаниях в иордани на Крещение Господне вместе со славянами участвуют коренные жители, исповедующие ислам. При этом, по некоторым данным, иногда количество последних превышает количество православных.

В ванной — безопаснее
Итак, нырять или не нырять в прорубь – дело сугубо личное. Нет никаких церковных или светских правил, которые обязывали бы человека соблюдать эту традицию. Но если вы всё же решили искупаться на Крещение, важно не забывать о мерах безопасности.
Помните, что окунаться можно только в специально оборудованных местах. Перед купанием обязательно разогрейтесь, сделайте разминку. Подходите к проруби в удобной и нескользкой обуви. Заходить в купель нужно строго по одному. Перед тем, как окунуться, повесьте на поручни полотенце, чтобы, выходя, не примёрзнуть к металлическим перилам. Помните, что находиться в ледяной воде можно не более минуты. После купания разотрите себя махровым полотенцем, наденьте сухую одежду, затем, чтобы поскорее согреться, выпейте горячего чаю (но ни в коем случае не алкоголь).
Крещение — народные традиции
Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей – в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям.
На Руси в день Крещения Господнего, как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра.
Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».
Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Считалось, что чем раньше зачерпнешь ее, тем она будет святее. Находились смельчаки, которые купались в Иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя.
Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке — умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми».
После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реке, по ней, как по лестнице, вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов.

Крещение — народные приметы
Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Многие из них были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян или предсказывали погоду. Так, например, народные приметы на Крещение гласят:
- Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
- Полный месяц на Крещение — к большому весеннему разливу.
- Звездчатая ночь на Крещение — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
- На Крещение будет оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение – к неурожаю.
- Ветер подует с юга на Крещение — будет грозовое лето.
- Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.
Купание в проруби: плюсы и минусы
Перед тем, как устраивать «заплыв» в прорубь, взвесьте все «за» и «против» этой процедуры!
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Укрепление иммунитета. После погружения в ледяную воду ваш организм активирует все защитные силы. Именно поэтому после «заплыва» вы еще долго будете защищены от всяких вирусов. | Вред для здоровья. В связи с тем, что погружение в прорубь – стрессовое событие, к нему нужно готовиться. Морально или физически неподготовленный человек получит, скорее, больше вреда, чем пользы. Самое страшное, что может произойти – спазм сосудов. Он чреват летальным исходом. Именно поэтому перед моржеванием важно проконсультироваться у врача и удостовериться в отсутствии хронических заболеваний. |
Повышение тонуса мышц. Купание в проруби подарит вам ощущение «перезагрузки» в мышцах. Вы будете чувствовать себя, как после хорошей тренировки в зале. Более того, ваши мышцы станут податливыми и эластичными. | Психическая нагрузка. Для многих людей погружение в крещенскую воду становится испытанием, с которым они не справились по причине моральной неготовности. В особых случаях люди (после неудачного купания) начинают панически бояться простудиться: всячески защищаются от сквозняков, кутаются даже в теплую погоду. А в результате все равно заболевают, ведь организм превращается в «тепличное растение», для которого малейший ветерок становится смертельной опасностью. |
Укрепление нервной системы. Погружение в ледяную воду – стресс для организма. А стресс, как известно, негативно сказывается на нервной системе. Однако это актуально только для длительного стресса. Если же он кратковременный, то способен принести немалую пользу для нервной системы. «Бонусами» купания в проруби является улучшение качества сна и концентрации внимания, успокоение нервов и повышение настроения. Последнее, кстати, связано с выработкой гормона эндорфина, известного еще под названием «гормон счастья». Именно он заставляет адреналинщиков снова и снова прыгать с парашютом, фоткаться на крыше небоскреба и совершать другие сумасшедшие поступки. | Риск травм. Как показывает практика, многие травмируются, даже не дойдя до проруби. Такое случается с особо экстремальными людьми, которые в силу своей взбалмошности решают «влететь» в прорубь эффектно. |
Эти события произошли на реке Иордан примерно 2000 лет назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нему креститься – так они хотели очиститься от грехов. Но Иоанн Предтеча не крестил всех желающих: он напоминал, что перед очищением иорданскими водами надо исповедать свои грехи.
Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн Предтеча видит Его и говорит своим ученика: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». То есть – вот Спаситель, которого мы так ждали.
Христос, сам безгрешный, пришел, чтобы принять от Иоанна крещение, как и все грешные люди. Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется.
Как только Христос сошел в воды Иордана, открылись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Зачем крестился безгрешный Христос?
В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение символически выражалось в омовении, смывании грехов водами реки, столь значимой в жизни иудейского народа.
Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи. Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые они приносят, вплоть до смерти на Кресте, но — в конечном итоге — победить грех и смерть. И первое благодатное действие произошло уже, как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды – тварной стихии – стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное – человека, его рождения в духе, из земной, материальной, тленной жизни — в жизнь вечную. Этот залог жизни вечной человек и принимает в Святом Крещении как дар, который призван раскрыть.

Для чего святой водой окропляют жилища и вещи?
В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи. Это делается для того, что они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас».
Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, даже будучи изгнан, возвращается. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого», говорится в Евангелии от Матфея (глава 12, стихи 43-45).
Крещенские купания в проруби
Крещенские купания давняя традиция, которая придает сил физических, душевных и духовных. Современные купания немного изменились. Если ранее к купанию приходили только гадающие и ряженые для омовения от грехов, то теперь это стало символом духовного насыщения и оздоровления.
Правил омовения и купания в проруби не существует. Нужно просто 3 раза окунуться в прорубь, перекреститься и произнести: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!».
Если Вы уверенно решили, то смело идите к проруби. Но все же давайте немного разберемся, что же происходит с телом человека при таком купании:
- Когда Вы погружаетесь с головой в очень холодную воду, то пробуждается ЦНС, исцеляется организм.
- От влияния низкой температуры происходит положительный стресс: уходят воспаления, боли, отеки.
- Температура тела во время соприкосновения с водой поднимается до 40 С, после этого в организме погибают вирусы и микробы.
- Но все же именно при моржевании организм оздоравливается, а вот при купании в проруби раз в году организм испытывает очень сильный стресс.
Слово «крещу» или «крещаю» с греческого языка переводится как «погружаю в воду». Практически невозможно понять важность и сам смысл того, что такое Крещенское купание, не имея представления о том, какое символическое значение имеет вода в Ветхом Завете.
Вода есть начало жизни. Именно она оплодотворила все живые существа, которые и произошли из нее. Где нет воды, там безжизненная пустыня. И вода же способна разрушать, как во времена Великого потопа, когда Бог залил греховную жизнь людей и тем самым уничтожил зло, которое они творили.
Бог своим Крещением сделал воду святой, и теперь в память этого события традиционно празднуется Водосвятие. В это время освящается вода во всех православных храмах, а потом в реках и водоемах.
События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).
Народные традиции Крещения Господня
Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.
На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.
На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня
Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:
«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».
Современные православные и традиция купания в проруби
Церковный праздник Крещения Господня принято проводить в храме на службе. В день Богоявления обязательно нужно исповедаться и причаститься. После этого можно омыть лицо святой крещенской водой или выпить несколько глотков. Вода в этот день освящена не только в храмах, но и во всех водоёмах. Поэтому большинство верующих предпочитают ещё заодно и поучаствовать в крещенских купаниях.
Прямого указания церкви на то, что купание в проруби на Крещение является обязательным, нет. Но, желая уважить желания прихожан, священники организовывают для них места для купания. Всё так же следуя древней традиции, во льду вырубается «иордань» и освящается погружением креста в воду. Перед погружением в ледяную купель обязательно принимается благословение от священника.
Интересно, что не только в России есть крещенские традиции, никак не связанные с религией. К примеру, в Греции священники освящают водоёмы, кидая в них большой крест. А верующие бросаются в воду, чтобы его достать. Нашедший крест человек пользуется большим уважением среди других прихожан.
— У крещенских купаний немало как сторонников, так и противников, даже среди священнослужителей. А вы какой точки зрения придерживаетесь?
— Я не поддерживаю противников этой традиции и считаю, что Христос дарует нам свободу, даруя нам личный выбор, основанный на Его заповедях. Когда человек, несмотря на крещенские морозы, погружается в купель, он стремится приобщиться к иному миру. Возможно, в какой-то мере, так воплощаются его мистические ожидания. А мистика — это как раз то, что связано с духовным миром. Здесь я имею в виду позитивную мистику, христианскую. Мне кажется, русские люди усматривают в этом действе некое усилие над собой, испытание. Погрузиться в ледяную воду не каждому дано! Совершение этого обряда – определённый импульс, в том числе, и по отношению к собственному здоровью. Человеческий организм положительно откликается на такие экстремальные воздействия.
Возможно, неприятие этой традиции связано по большей части с людьми, которые ведут себя непотребно в этот светлый праздник, злоупотребляют алкоголем, например. И, наверное, поэтому некоторые воспринимают купания всё-таки как негативный опыт. Но подчеркну: в освящении купелей сегодня участвуют не только священники, но и архиереи. Это говорит о том, что возможность погружений Церковью не отрицается.
Повторюсь, праздник Крещения Господня для нас является неким напоминанием о той крещенской купели, через которую когда-то прошли все христиане. Это, в какой-то степени и «взбодрение» наших чувств. Многое в христианстве проходит как бы на стыке физического и духовного, ведь, например, когда мы садимся за праздничный стол, то вкушаем пищу не духовную, а физическую. Но именно в ней содержится символ духовной трапезы. Многие наши действия, проявления являются некими знаками, символами, которые обнаруживают иную, духовную реальность.
— Как вы считаете, традиция погружения в купель утрачивает популярность, или напротив, «ушла в народ»?
— У меня такое ощущение, что за последние годы ничего в этом плане не изменилось: как возросло желание у нашего населения отмечать церковные праздники, так и осталось на высоком уровне. Но всё-таки, как мне кажется, в крещенскую ночь к купели приходят по большей части невоцерковленные христиане. С точки зрения духовной жизни, пребывание в храме на Литургии и чине Великого освящении воды достаточно, и дополнительные ощущения, которые даёт погружение в ледяную воду, вовсе не обязательны.