О выплате пенсии работающим пенсионерам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О выплате пенсии работающим пенсионерам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изначально, то есть тогда, когда формировалась пенсионная система, социальные пенсии предназначались конкретно для нуждающихся категорий населения, если они по каким-либо причинам не в состоянии ввести трудовую деятельность – работать. В эту категорию относились и относятся сегодня дети инвалиды, а также люди, которые остались без кормильца.

Общие принципы формирования социальной пенсии

Однако президент недавно поменял систему, и в 14-м году был принят законопроект по поводу внесения новой категории для выплаты социальных пенсий. Сегодня на такой тип пенсию могут претендовать люди, у которых нет необходимого по законодательству количества страхового стажа, давшего бы им право на получение пенсионных трудовых выплат. Здесь нужно сразу сказать, что трудовые пенсионные накопления дают гораздо более высокий достаток.

По общим принципам формирования социальные пенсии рассчитываются на основе базового прожиточного минимума, и для каждой категории людей он свой. Так:

  • дети инвалиды до 18 лет могут рассчитывать от 80 до 110 % от БМП;
  • просматривая последние новости о размере выплаты социальной пенсии в Беларуси для инвалидов можно заметить, что все группы делятся по процентам выплат (1 группа дает возможность получать 110 от БМП, а третья, то есть наиболее легкая – 75%);
  • дети, которым ещё нет 18 лет, но они потеряли кормильца, могут рассчитывать на выплаты в размере 85 % от прожиточного минимума;
  • в случае получения данного вида материально помощи по причине недостатка лет страхового стажа выплаты составляют только 50 % по БМП.

Когда будет повышение?

Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.

В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.

Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.

Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.

Проблемы пенсионной системы

Сегодня люди, которые не смогли получили нужный страховой стаж, не имеют право рассчитывать на повышенные выплаты от государства, выплачиваемую по возрасту. Из-за этого они могут претендовать исключительно на социальную пенсию, с довольно небольшим размером – всего 129 рублей. Это очень мало и в Минтруда об этом позаботились, и приняли несколько новшеств, которые помогут избежать подобной ловушки.

Суть данного вопроса состоит в том, что власти Беларуси постоянно увеличивают уровень минимального страхового стажа. Именно он нужен для оформления трудовой пенсии, то есть той, которая зависит от выработки лет. Если рассматривать более наглядно, то в 2013-м году данный показатель вырос с пяти до десяти лет, а в 2020-м он вырос до 17,5 лет. В 2021-м году данный показатель должен достигнуть 18 лет, а позднее его планируют увеличить до 20 лет – 2025 год.

Понятие стажа по страховым выплатам включает в себя то время, когда человек был официально трудоустроен и за него поступали финансовые взносы в Фонд социальной защиты. С самого нового года сюда будет включаться служба в армии и это тоже будет оказывать вливание на то, какими будут пенсии в январе 2021 года в Беларуси.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции
на сегодня на завтра
1 USD 2,9264 +0,0471 2,9735↑
1 EUR 3,1918 +0,0535 3,2453↑
100 RUB 3,6493 -0,0423 3,6070↓
10 PLN 6,8072 +0,1223 6,9295↑
100 UAH 7,9403 +0,1531 8,0934↑

В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий преду­сматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.

Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.

В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.

Единый налог с повышенной налоговой ставкой

Министерство налогов и сборов напомнило, что новые плоские налоги будут применяться с февраля 2023 года. Они увеличились в 1,5-3 раза, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

Например, самозанятые торговцы, продающие овощи в Минске, должны будут платить 708 рублей, а в областных центрах — 532 рублей. Единый налог для физических лиц, реализующих плодоовощную продукцию, семена и саженцы, составит 155 рублей в столице и 143 рубля в региональных центрах. Инструкторам в Минске за легальную работу придется платить 164 рублей, а в вобластных центрах — 152 рублей.

Фактически, единый налог для самозанятых и самозанятых работников был увеличен с января 2023 года, когда было объявлено о внесении изменений в Налоговый кодекс, но новые налоговые ставки вступят в силу только с 1 февраля.

С 1 января 2022 года – новый порядок выплаты пенсий

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Читайте также:  Получение и оформление гражданства США

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Если минимальный период непрерывной работы отсутствует, граждане имеют право на социальную пенсию. Получателями социальной пенсии могут быть:

  • мужчины старше 70 лет и женщины старше 65 лет, не получающие страховую пенсию;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);
  • Люди с ограниченными возможностями, инвалиды с детства и дети с ограниченными возможностями;
  • дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на время обучения по очной форме, но не более чем до 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей или оба родителя неизвестны;
  • Люди в возрасте 55 или 50 лет, постоянно проживающие в районе проживания.

С 1 апреля 2022 года социальная пенсия увеличится на 7,7 процента. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые превышает процент индексации страховых пенсий.

Более точная информация появится позже, после выхода соответствующего постановления Правительства РФ.

Индексация социальных пенсий связана с изменением уровня социального минимума для пенсионеров. В 2023 году планируется его увеличение всего на 0,3%. Но уже в 2024 году индексация должна составить 9%.

Для работающих граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, лучшей новостью для работающих пенсионеров было бы известие о том, что их пенсии также индексируются. К сожалению, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий для работающих пенсионеров были отклонены.

Ежегодно выплаты работающим пенсионерам увеличиваются Пенсионным фондом на сумму до 3 баллов. Таким образом, работающие пенсионеры могут рассчитывать на увеличение пенсии в среднем на 300 рублей только с 1 августа 2022 года.

По предварительным данным, в 2022 году пенсии военных пенсионеров должны увеличиться не менее чем на 7,9%:

  1. 5,9% — это прогноз инфляции на 2021 год, который был дан на последнем заседании правительства;
  2. 2% — это «президентские» два процентных пункта над уровнем инфляции в соответствии с Указом № 604.

С 1 февраля 2022 года ежемесячные денежные выплаты будут проиндексированы для некоторых категорий граждан, на которых распространяются федеральные льготы: ветераны боевых действий, инвалиды, лица, подвергшиеся воздействию радиации, и др.

Читайте также: 

Поэтому пенсионеры, имеющие право на эту социальную выплату, получат повышенную сумму одновременно с пенсией за февраль 2022 года.

В 2022 году российские пенсионеры будут получать от государства по 5 000 рублей. Власти уже выделили на эти цели 134 миллиарда рублей. Пенсионеры, чьи пенсии ниже обязательного минимума, получат выплаты, средний размер которых по России составляет 10 022 рубля, но в каждом регионе он разный.

По данным Пенсионного фонда России, такие выплаты получат около 6 миллионов российских пенсионеров.

Точное решение о размере валоризации пенсий будет принято после 23 ноября, так как на этот день запланировано второе чтение проекта бюджета. Это подтвердил глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, который сказал, что до первого квартала 2022 года еще есть время.

Получатели выплаты:

  • Ветераны военных действий;
  • Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены их семей;
  • Люди, пострадавшие от радиационных аварий и ядерных испытаний;
  • Люди с ограниченными возможностями в группах 1-3;
  • Дети-инвалиды, дети-инвалиды;
  • Бывшие узники нацистских концентрационных лагерей;
  • герои России и СССР;
  • Герои социалистического труда.

Сумма и периодичность выплаты: сумма определяется в зависимости от категории получателя. Выплачивается один раз в 1 месяц.

Ваше ежемесячное пособие может также включать социальные услуги, которые могут принимать форму общественных услуг или денежных пособий.

Например, ветеранам Великой Отечественной войны в 2021 году полагается пособие в размере 4 378 рублей 49 копеек (с набором социальных услуг) или 3 166 рублей 84 копейки (без набора социальных услуг).

Что делать: подать заявление в МФЦ, в территориальном отделении Пенсионного фонда России или через портал Госуслуги.

Документы, которые потребуются для инкассации: паспорт, документы, подтверждающие статус получателя платежа, указанный выше.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Новости по теме

Новый пенсионный возраст, подорожание ЖКУ, пересмотр налогов, прибавка бюджетникам. Изменения января

С 2021 года введут новый вид пенсии. Кто сможет получить эти выплаты и сколько они составят

С 1 января повысят пенсионный возраст, страховой стаж и введут изменения для многодетных

Как отметили в Федерации профсоюзов Беларуси, работающие пенсионеры, которых, к слову, в Беларуси насчитывается более 400 000 человек, требуют более справедливого отношения к себе.

Речь идет о том, чтобы сформировать комфортный уровень дохода пожилых граждан.

Не секрет, что для работающих пенсионеров пенсия не пересчитывается, независимо от того, что люди продолжают трудиться и отчислять страховые взносы.

При этом размер пенсии ограничивается определенным коэффициентом.

Это механизм развития дополнительного пенсионного страхования.

Предполагается, что он будет работать следующим образом: если работник будет отчислять со своей зарплаты 3% в пенсионный фонд, то еще 3% за него будет отчислять на пенсию наниматель.

Примечательно, что на эти накопления будет распространяться право наследования.

Власти надеются, что такая система послужит стимулом для развития системы дополнительного пенсионного страхования.

В настоящее время только 5% трудящихся белорусов отчисляют деньги на дополнительную пенсию.

Это нововведение позволит избежать так называемой «уравниловки».

Другими словами, размер пенсии в будущем может в большей мере зависеть от заработной платы и трудового стажа работников.

  • пенсионеры
  • пенсии
  • зарплаты
  • Беларусь
  • Главные новости

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021 2020 (август-октябрь) 2020 (май-июль) 2020 (февраль-апрель) ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту 456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 260,82 (64,53 + 196,29) 260,29 (64,03 + 196,29) 257,96 (61,70 + 196,26) 245,12 (59,97 + 185,15) 243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Минтруд предложил вариант индексации пенсий на следующие три года

Власти оценили темпы индексации страховых пенсий для неработающих пенсионеров в 2023–2025 годы, следует из материалов Минтруда. Параллельно произойдет сокращение числа их получателей — на полмиллиона человек за три года

Министерство труда разработало параметры индексации страховой пенсии для неработающих пенсионеров на ближайшую трехлетку, согласно которым она будет расти в среднем на 6,8% в год. Это следует из проекта бюджета Пенсионного фонда (ПФР) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, знакомый с текстом проекта). Кроме того, документ предусматривает увеличение федерального трансферта в бюджет ПФР до 5 трлн руб. в год.

Согласно проектировкам Минтруда, в ближайшие три года страховые пенсии могут быть проиндексированы следующим образом:

с 1 января 2023 года — на 6,8% (в результате этого среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составит 22 174 руб.);
с 1 января 2024 года — на 6,1% (среднегодовой размер пенсии составит 23 390 руб.);
с 1 февраля 2025 года — на 4% и с 1 апреля 2025 года — на 3,6% (среднегодовой размер пенсии составит 24 477 руб.).
Пропорционально увеличится и фиксированная выплата к страховой пенсии: в 2023 году она достигнет 7711,75 руб., в 2024-м — 8182,17 руб., в 2025-м — 8509,46 руб.

Читайте также:  Как продать долю земельного участка в общей долевой собственности

Работающих пенсионеров индексация в ближайшие три года не коснется, следует из бюджета ПФР.

Размер индексации определен исходя из того, что она не должна быть ниже уровня инфляции предыдущего года, говорится в пояснительных материалах Минтруда. При индексации пенсии в 2023 году учитывается ее дополнительное увеличение на 10% с 1 июля 2022 года.

2025 году планируется провести индексацию в два этапа — сначала по прогнозируемому уровню инфляции в 2024 году и затем по уровню роста доходов ПФР. Такая возможность закреплена в законе «О страховых пенсиях», нормы которого вступают в силу в 2025 году, пояснили РБК в пресс-службе Минтруда.

Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, в 2022 году инфляция разгонится до 17,5%, в 2023 году составит 6,1%, а в 2024 году вернется к таргету ЦБ в 4%. Однако в июне министр экономического развития Максим Решетников анонсировал, что прогнозы по году планируется пересмотреть в лучшую сторону. «Мы понимаем, что мы ощутимо ее [инфляцию] понизим, с учетом того что у нас четвертую неделю подряд [по состоянию на 17 июня] цены не растут. Но если смотреть год к году, конечно, она будет двузначная», — говорил министр.

Запланированные властями темпы индексации ожидаемо превышают утвержденные законом о бюджете ПФР на 2022–2024 годы: им предполагалось увеличение страховых пенсий неработающих пенсионеров в 2023 году на 5,6%, а в 2024 году — на 5,5%.

Несмотря на индексацию, зарплаты будут расти быстрее пенсий, следует из документов Минтруда. Соотношение страховой пенсии неработающих пенсионеров и зарплат будет с каждым годом уменьшаться и с 30,7% в 2023 году снизится до 29,6% в 2025 году.

В прогнозные показатели бюджета Минтруд закладывает и постепенное сокращение среднегодового количества получателей страховых пенсий по старости. По оценке ведомства, в ближайшие три года оно снизится на полмиллиона человек — с 38,23 млн в 2023 году до 37,73 млн в 2025 году. Расчет был сделан с учетом сроков наступления пенсионного возраста, указали в Минтруде.

Численность пенсионеров в России сокращается с 2019 года, когда началось поэтапное увеличение пенсионного возраста в результате пенсионной реформы. По данным Росстата, в первый год реформы их количество уменьшилось на 319 тыс. человек, и такая динамика полностью соответствовала ожиданиям властей. С 2020 года количество российских пенсионеров стало сокращаться быстрее первоначальных прогнозов из-за пандемии COVID-19. В 2021 году численность пенсионеров снизилась почти на 1 млн человек, писал РБК.

Фиксированная выплата к пенсии в период 2019-2024 г.

Размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которые будут установлены в 2019-2024 годах, законодательно закреплены в части 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ. Для остальных видов страхового обеспечения величина ФВ определяется следующим образом:

  • фиксированная часть пенсии по инвалидности 1 группы составляет 200% от ФВ по старости;
  • по инвалидности 2 группы — 100% от выплаты по старости;
  • по инвалидности 3 группы и по потере кормильца — 50% от ФВ по старости.

С 2019 по 2024 г. величина фиксированной выплаты будет устанавливаться в соответствии с данными таблицы:

Значения ФВ, приведенные в таблицы, действуют только для неработающих пенсионеров. Для граждан, продолжающих работать, фиксированная часть не индексируется и остается неизменной с даты оформления ими пенсионного обеспечения.

Для некоторых категорий пенсионеров законом предусмотрено право на дополнительное повышение фиксированной части. Согласно статье 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., увеличение ФВ полагается:

  • при наличии у пенсионера иждивенцев;
  • за выработанный стаж в северных районах;
  • за выработанный стаж в сельском хозяйстве;
  • при достижении 80-летнего возраста и так далее.

Если пенсионер проживает в северных регионах России, то величина фиксированной выплаты увеличивается на установленный по месту проживания районный коэффициент. Например, на Чукотке ФВ повышается в два раза.

Повышение пенсии работающим пенсионерам

Еще с 2016 года была отменена ежегодная индексация страховой пенсии работающих пенсионеров, и в период 2019-2024 гг. восстанавливать ее также не планируют.

  • Глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что изменять сложившийся порядок повышения нецелесообразно. Такую позицию он аргументировал тем, что у работающих пенсионеров регулярно растет заработная плата с темпами, превышающими инфляцию.
  • Антон Дроздов, занимавший тогда должность главы Пенсионного фонда, отмечал, что на восстановление индексации для работающих потребуется около 368 млрд руб. ежегодно.

Пока работающие пенсионеры могут рассчитывать на увеличение пенсии только в результате ежегодного перерасчета с 1 августа. Он заключается в пересчете пенсионного обеспечения с учетом пенсионных баллов, сформированных за год, предшествующий перерасчету.

  • Величина прибавки в августе рассчитывается как стоимость накопленных коэффициентов, причем стоимость одного балла берется по нормативу, установленному законом на дату выхода на пенсию.
  • Учитывается не более трех пенсионных коэффициентов, а неучтенный остаток баллов переходит на следующий год.

В 2023 году на финансирование учреждений социального обслуживания, а это 146 территориальных центров соцобслуживания населения и 92 дома-интерната, планируется направить почти Br500 млн. Различные виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания получают более 155 тыс. пожилых людей и инвалидов.

Еще около Br133 млн предусмотрено на финансирование системы государственной адресной социальной помощи. Речь идет об оказании материальной поддержки малообеспеченным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам.

С 2022 года ежегодно выплачивается материальная помощь к празднику 9 Мая ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, пострадавшим от последствий войны. В наступающем году на эти цели запланировано около Br10 млн.

Пенсионный возраст в Беларуси

2022 год принесёт довольно много изменений в жизнь белорусов пенсионного возраста, то есть затронут они чуть больше двух миллионов человек.

Сегодня минимальный стаж работы, который дает право на получение пенсионных выплат для мужчин составляет 25 лет, а для женщин 20 лет. Информация, которую дает Минтруда, говорит о том, что пенсии по возрасту в среднем по стране для неработающего человека составляют 524 рубля.

Однако есть некоторые условия назначения пенсии в 2022-м году. Общеустановленный возраст для мужчин и женщин будет неодинаковым:

  • 63 года;
  • 58 лет.

Особенности пенсионного обеспечения Белоруссии

Повышение пенсионного возраста в Беларуси началось в 2017 году. Ежегодно планка поднимается на 6 месяцев. С 2022 года мужчины смогут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58 лет.

После этого планируется завершить реформирование пенсионной системы. Несмотря на это, власти страны продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста в будущем, но только для женщин. В Международном валютном фонде советуют не прекращать реформы в этой сфере.

В Минсоцзащиты Беларуси поясняют, что перерасчёт пенсионных выплат проводится в двух случаях:

  • по результатам увеличения средней заработной платы (минимум один раз ежегодно согласно указов главы государства и при наличии доступных средств внебюджетного фонда соцзащиты);
  • при изменении среднего бюджета прожиточного минимума на душу населения, что влияет на минимальный размер трудовой и социальной пенсии, доплаты лицам, достигшим 75-летнего возраста и надбавки.

Граждане Белоруси имеют право на получение трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста. Они объединяют не только выплаты по возрасту на общих основаниях, социальные и досрочные пенсии, выплаты за выслугу лет, в случае потери кормильца и за особые заслуги перед страной.

Трудовые пенсии полагаются гражданам, которые в период своей трудовой деятельности, в том числе творческой и предпринимательской, делал обязательные страховые отчисления.

Возможность оформить трудовую пенсию по возрасту могут пенсионеры с трудовым стажем от 25 лет для мужчин и от 20 лет для женщин.

Трудовой стаж является обязательным условием начисления пенсионных выплат за выслугу лет и по возрасту с отчислением средств во внебюджетный фонд соцзащиты. Этот период также называется страховым стажем.

Продолжительность страхового стажа изменилась за последние 5 лет на 3 года и достигнет к 2025 году 20 лет.

Год Страховой стаж
2016 15,5 лет
2021 18 лет
2022 18,5 лет
2023 19 лет
2024 19,5 лет
с 2025 20 лет


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *