Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Сколько стоит лицензия на перевозку ЖБО

Согласно ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ, Росприроднадзор вправе взимать виды плат, указанные в таблице.

Услуга Стоимость в рублях
Оформление лицензии на вывоз 7500
Переоформление разрешения на перемещение ЖБО при смене юридического или физического адреса компании 3500
Повторная выдача лицензии на транспортировку в иных случаях 750
Оформление копии разрешения на перемещение ЖБО при его утере 750

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Получение лицензии на отходы

Рассмотрим главные требования для получения лицензии на отходы. Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов, земельного участка (если предполагается размещение отходов);
  • Наличие сертификатов и других документов, подтверждающих профподготовку в области работы с отходами 1-4 класса;
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами;
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов.

Кроме того, в процессе получения лицензии, скорее всего, понадобятся:

  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами;
  • Наличие паспортов отходов;
  • Наличие договоров на передачу отходов (при необходимости) и т.д.

Получение лицензии на сбор и транспортировку имеет свой, четко структурированный порядок, который рассчитан на строго определенный срок.

Подготовленный пакет документов и заявление отправляется в Управление Росприроднадзора — по месту регистрации организации или в Главное Управление. Все документы должны быть заверены руководителем организации, но обязательно предоставить не только копии, но и оригиналы, чтобы доказать их подлинность.

После рассмотрения документов проводится тщательная проверка, включающая выездную комиссию. Проверяется наличие помещений, оборудования, транспорта, наличие квалификационных документов, допускающих сотрудников к работе с отходами. Решение комиссии будет выдвинуто в течение 45 рабочих дней после подачи заявления.

Организации, рассчитывающей на получение лицензии, необходимо заранее подготовить документы, в противном случае, если она не успеет получить лицензию до 1 января, придется ждать еще год. Соответственно, права на работу с отходами у организации не будет. При этом лицензии, полученные до 1 июля 2015 года (т.е. до внесения изменений в закон и вступления нового порядка получения лицензии), считаются действительными до 2019 года.

Лицензия на навоз: законная глупость и властный произвол

Уфа, 11 августа 2016, 15:16 — REGNUM В Башкирии нашло поддержку высказывание главы Татарии Рустама Минниханова о недопустимости штрафования фермеров за отсутствие лицензии на обращение с навозом. Как заявил ИА REGNUM уфимский общественный деятель Азамат Галин, в Башкирии перед фермерами эта проблема стояла не только в этом году, и слепое исполнение федерального законодательства в сфере обращения с навозом может привести к росту коррупции.

Напомним, 4 августа Рустам Минниханов прокомментировал на заседании Совета предпринимателей при главе Татарии ситуацию с введением обязательной лицензии на утилизацию отходов жизнедеятельности животных, то есть навоза и птичьего помета, назвав этот закон «глупостью».

«Закон оказался не проработанным, а федеральные власти не информировали бизнес должным образом, теперь производителям грозят серьезные штрафы и даже уголовная ответственность, — отметил уфимский экономист Константин Кузьминых. — В то же время, критика федерального закона Рустамом Миннихановым показывает уверенность и амбициозность лидера Татарии».

Когда навоз приравняли к свинцу

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

К отходам III класса, умеренно опасным, относятся навоз от свиней свежий, а также помет утиный, гусиный, куриный свежий; к отходам IV класса, малоопасным — навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий, а также перепревший навоз от свиней и перепревший птичий помет.

По мнению Минприроды России, навоз и помет могут быть реализованы в качестве продукции при наличии соответствующей документации, технических условий и технологического регламента. Минприроды допускает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать навоз для собственных нужд в качестве удобрения, однако требует при этом соответствия «с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

После множества обращений возмущенных граждан в мае 2016 года от Минприроды поступило разъяснение, в котором утверждалось, что в случае отнесения навоза к продукции и (или) его использования для собственных нужд, «требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на навоз распространяться не будут».

«Но, похоже, разъяснения Минприроды РФ не дошли до региональных министерств природоохраны, иначе чем объяснить, что фермеров до сих пор штрафуют или пугают штрафами, — отметил Азамат Галин. — Это не смешно, для села это вопрос выживания. Особенно сейчас, когда денег на покупные удобрения нет, использование навоза от своих коров для фермеров подчас единственный способ вырастить урожай».

Читайте также:  Льготы по налогам для пенсионеров в 2021 году

При этом фермеры как никто другой осознают обоснованность отдельных требований Минприроды. «Навоз, особенно свиной, а также птичий помёт, действительно может быть опасен, но лишь в том случае, когда речь идёт о промышленном производстве, — рассказывает фермер Рим Арсланов. — В огромных комплексах с тысячным и многотысячным поголовьем скот и птицу кормят специальными кормами с разного рода добавками, их навоз действительно ядовит. Но самое опасное — уборка стойл методом гидросмыва, когда навоз смывается струями воды, которая потом, минуя очистительные сооружения, оказывается в близлежащих реках и озёрах».

По рассказам фермеров, на земле, где протекала такая жижа, долгие годы ничего не растет, кроме гигантской травы, которую нельзя скармливать скоту. Вода в водоемах, куда попали сточные воды, становится непригодной даже для полива, не говоря уже о водопое, происходит массовая гибель рыбы. «Также загрязняются подземные грунтовые воды, отравляется вода в колодцах и родниках, — напоминают республиканские экологи. — Почему «у них», то есть в европейских и иных странах гидросмыв не столь катастрофичен? Потому, что у них есть современные очистные сооружения, которыми не могут похвастаться многие, если не большинство крупных комплексов как в Башкирии, так и по всей России».

«Но от буренок, содержащихся на небольших и средних фермах, окружающей среде нет никакого вреда, — уверяют сельчане. — Все дело в количестве, переходящем в качество».

Гришкины коровки или естественный круговорот навоза в природе

«На моих глазах проходит жизнь деревенского фермера Григория, — рассказывает Галин. — У него 20 коров, которых ему помогают растить еще 3−4 человека, это значит, что трудоустроены кормильцы 3−4 семей, а в деревне найти работу очень трудно». Коровы питаются «естественными» кормами: травой, сеном, соломой, ботвой, иногда, если посчастливится, комбикормом местного производства, то есть ничем таким, из-за чего отходы становятся опасными.

Навоз из стойл убирается по старинке, вилами и лопатами, и отвозится в корыте на навозную кучу, откуда потом вывозится на поле или в огород в качестве удобрения. Осуществляется своеобразный естественный круговорот навоза в природе. «Никакого вреда от коров Гриши нет и быть не может, — считает общественник. — Но теперь, согласно законодательству, Гриша должен определиться: осуществляет ли он хранение отходов четвертого класса опасности или является производителем органического удобрения. И, следуя букве закона, обращаться с навозом он должен, обладая соответствующей лицензией».

И хранить, и перерабатывать навоз в удобрение Григорий должен в навозохранилище, а старая добрая навозная куча, испокон служившая таковым, проверяющих не устраивает. «В Минэкологии от Гриши требуют построить емкость с бетонным дном, это дорого и нецелесообразно, — поясняет Галин. — Простое, как мир, разведение коров обременяется множеством странных условий и требований, слепое выполнение которых делает фермерство нерентабельным. Григорий должен или тратить драгоценное время на бумажную работу, или платить огромные суммы юристам. В конце концов он пустит своих коров под нож, к тому дело идёт».

Как считает собеседник агентства, чиновники вместо того, чтобы добиваться строительства полноценных очистных сооружений и установок по обеззараживанию от собственников крупных комплексов, терроризируют мелких производителей. «Кто проиграет, если Григорий уйдёт из фермеров и переедет в город или райцентр? — спрашивает общественник. — Не только он сам и его семья, а также семьи его работников, не только покупатели экологически чистых продуктов. В небольших населенных пунктах такие фермеры, являясь единственными производителями сельхозпродукции, поддерживают жизнь всей деревни».

Кому это выгодно

«Кому выгодно излишнее бремя на фермерские плечи? Не фермеру, не государству, тогда кому? — задает вопросы Галин и выдвигает свою версию. — Создается впечатление, что тем, кто будет небескорыстно помогать фермерам оформлять «лицензии на навоз». Я не исключаю, что эти юридические фирмы в той или иной степени будут аффилированы с отдельными чиновниками из нашего Минпророды».

Общественник напомнил, что президент страны Владимир Путин в 2011 году отметил, что «контрольно-надзорные органы обросли целым рядом карманных, аффилированных с чиновниками фирм», а процедуры выдачи разрешений и согласований непрозрачны и запутаны и «создают почву для коррупции и вытягивания денег из карманов граждан» и из бизнеса, в то время как проверки и контроль не обеспечивают ни безопасности, ни качества.

Сегодня к твердым бытовым отходам относится мусор, образующийся в жилых и общественных помещениях, на промышленных предприятиях или в магазинах. Главными составляющими компонентами ТБО является картон, древесина, бумага, пищевые отходы, текстиль, пластмасса и стекло. Ученые установили, что рост численности населения неизменно ведет к непрерывному увеличению объема бытовых отходов. На территории Российской Федерации на душу населения приходится до 250-350 кг твердых бытовых отходов в год. В связи с этим не вызывает сомнения рентабельность организации предприятий, специализирующихся на вывозе и утилизации мусора. Однако необходимо помнить, что лицензия на ТБО выдается всего на пять лет, и по истечении этого срока процедуру подтверждения полной готовности спецтехники и персонала организации к утилизации мусора необходимо повторить.

Обязательность лицензирования

До середины 2021 года лицензирование транспортировки отходов не требовалась. Законодатели вернулись к 2013 году, когда в сфере обращения с отходами произошли некоторые упрощения и послабления законов.

Но либерализация не дала позитивного результата, поэтому сегодня лицензирование деятельности по вывозу и другой деятельности с отходами с 1, 2, 3 и 4-го классов опасности обязательно.

Обязательность лицензирования сбора и транспортирования данного сырья обусловлена законом №99- ФЗ. Больше о лицензировании сбора мы рассказывали тут.

Заказчик или потребитель услуг имеет право потребовать от перевозчика всю информацию о лицензии:

  • номер;
  • срок действия;
  • данные об органе, выдавшем документ.

Отсутствие лицензии является нарушением закона.

Выдается ли лицензия на вывоз жбо физическим лицам

Они требуют обязательного вывоза и специальной очистки на соответствующем оборудовании, так как в своем большинстве по классификатору относятся к 4 типу безопасности (представляют низкую угрозу).

Темпы технологического прогресса настолько большие, что цивилизованная перевозка ЖБО на большей части территории России не успевает за ним угнаться. Во многих регионах отсутствует централизованное водоотведение, также крайне мало очистных сооружений ЖБО в сельских районах.

Государственная политика в сфере ЖКХ, осуществляемая Минстроем России, направлена на урегулирование этого вопроса с помощью негосударственных исполнительных организаций. Такими могут стать любые группы предпринимателей, обладающие для этого всем необходимым. Условия вывоза ЖБО устанавливаются соглашением между исполнителем и потребителем. В 2021 году в каждом регионе будет установлен единый тариф вывоза жидких отходов.

Нужна ли лицензия на вывоз жбо в 2018 году

Некоторые нюансы данного вида деятельности вы можете узнать из следующего видео: Требования и условия получения Профессиональный подход к делу, способность заинтересовать потенциальных клиентов – это начальный этап на пути формирования организации по вывозу мусора и получения соответствующей лицензии. Кроме того, потребуется разрешение местных властей, знание нормативных документов, по которым регулируется сбор, вывоз и хранение бытовых отходов. Для получения документа необходимо пройти следующие этапы:

  1. Пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Активировать расчетный счет в банковском учреждении.
  3. Выбрать удобную и доступную систему налогообложения.
  4. Получить разрешение.
Читайте также:  Порядок замены газового счетчика

Для выполнения последнего пункта нужно оформить в Роспотребнадзоре заключение на обращение с отходами.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

  1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

  2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

Законно избавиться от отходов жизнедеятельности животных или птиц можно всегда, но для этого придется затратить огромное количество времени, а иногда и нервов, на получение лицензии, а также немало финансовых средств.

Более эффективным будет применение этих материалов для своих нужд, ведь из навоза или помета можно сделать много полезных продуктов.

Среди них:

  • перегной;
  • сухие/жидкие минеральные удобрения;
  • твердое топливо;
  • газообразное топливо и донный ил;
  • спирт, а также другие продукты дистилляции.

К жидким удобрениям относят мочу животных, которую отделяют как с помощью систем сбора навоза, так и используя сепараторы. Она содержит множество минералов, однако из-за большого количества натрия вносить ее нужно только совместно с калийными удобрениями.

Кроме того, выливать неразбавленную мочу животных на землю нельзя, это резко снизит плодородность грунта, а также убьет всех участников процесса регенерации почвы.

Сухие удобрения делают двух видов:

  • высушенный гранулированный навоз/помет;
  • зола, образовавшаяся в результате сжигания экскрементов животных или птиц.

Гранулированный навоз растворяют в воде и поливают им участок перед зимой или закладывают в теплицы весной для подогрева почвы. Благодаря термической сушке он не содержит возбудителей болезней и семян спорных растений, поэтому при правильном применении не вредит почве.

Зола является концентрированным калийно-фосфатным удобрением, которое не только повышает плодородность почвы, но и улучшает ее структуру.

Кому нужна лицензия на вывоз мусора?

Твердые коммунальные отходы — отходы, которые образуются в жилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Небольшие фермеры вынуждены платить миллион рублей за право отнести навоз из-под коровы до общей кучи. Он считается отходом третьего класса опасности, поэтому животноводческие предприятия должны оформлять лицензии. Но фермеры считают, что для небольших хозяйств должно быть исключение.

Таких растрат не может позволить себе фермер из Коломенского района Московской области Савелий Крестинков. У него 100 коз, 100 овец и 10 коров. А миллион он должен заплатить наравне с животноводческим комплексом на несколько десятков тысяч голов. Предложение разрешить обходиться без лицензий небольшим хозяйствам (до 100 голов) он внес на прошлом съезде фермеров.

«Одно дело, когда тонны навозной жижи от больших комплексов попадают в землю. А другое — от 10 коров у фермерского хозяйства где-нибудь в степи. Ну какой тут вред для экологии? Его всю жизнь использовали как лучшее органическое удобрение», — соглашается президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников.

Для больших хозяйств тоже неверно приравнивать навоз к отходам третьего класса, считает заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По данным Росстата за 2018 год, доля всего сельского хозяйства России в объеме всей промышленности в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ составляет 1,3% от общего объема. При этом, по словам эксперта, все 100% навоза и помета перерабатываются в ценное органическое удобрение и используется для повышения плодородия почв. Еще в июне 2020 года минприроды выпустило пояснение, по которому при переработке навоза и помета (обезвреживании и обеззараживании) в удобрения им лицензия не нужна. Но на практике Росприроднадзор позицию минприроды во внимание не принимает и продолжает требовать лицензию, говорит эксперт. В Росприроднадозре «РГ» пояснили: раз навоз относится к третьему классу опасности, по закону лицензия быть должна.

Сейчас разрабатываются изменения в Закон «Об отходах производства и потребления», которыми предлагается изъять из их перечня навоз и помет. Для них могут разработать специальное регулирование, говорит Синельников.

Прежде чем использовать навоз в виде удобрения, ему надо отлежаться. Иначе он «сожжет» растения. За это время в процессе разложения в атмосферу и почву могут поступать вредные вещества и парниковые газы. С другой стороны, углекислый газ «занимает важное место в целом ряде биологических и физиологических процессов», признает директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. CO2 для растений как кислород для человека. Не будет его — не будет урожая. «Тем не менее ряд исследований подтверждает, что высокие концентрации углекислого газа могут оказывать отрицательное влияние на продуктивность сельхозкультур», — отмечает эксперт.

Читайте также:  Кто такие коллекторы: закон о коллекторах и как с ними общаться

На животноводство в мире приходится около 14,5% всех выбросов парниковых газов в атмосферу, а к 2030 году этот показатель может достигнуть 49%.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Кому нужна лицензия на грузоперевозки

В 12 статье закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в отношении автотранспортных перевозок упоминается только пассажирский автобус и транспортировка опасных веществ. Мы не касаемся сферы водного и железнодорожного транспорта. Так же есть производства, связь с которыми предполагает получение разрешения. Например:

  • военно-промышленное (оружие, хим. вещества, секретное оборудование);
  • фармакология (оборот вирусосодержащих, наркотических средств и т. п.);
  • утилизация опасных для жизни и здоровья отходов и пр.

Но к таковым видам перевозок не допускаются юрлица (ООО) и ИП. Поэтому, если ваш тип деятельности не указан в данном нормативе, требовать лицензию на перевозку груза вообще не имеют права. Единственное, кому она нужна — грузоперевозчику, транспортные средства которого пересекают кордоны РФ, т. е., осуществляющие международные рейсы.

Примечание: Нормативы о лицензировании деятельности по предоставлению услуг международных грузоперевозок, на которые ссылались до 2021 года существенно изменены либо утратили силу. Следует опираться на Постановление Правительства РФ №1588 (1/10-20 г.) «О допуске…» к данному виду перевозок. Документ вступил в силу с января 2021, действует до 2027 года.

Поэтому говорить о лицензии, уже не совсем верно, но тем ни менее, мы не разделяем данные понятия, чтобы не запутать читателя. Воспринимайте термины «удостоверение, допуск, разрешение», как ее аналоги.

Нужна ли в действительности лицензия на утилизацию отходов и работы с ними?

Обязанность по получению разрешения на работу с отходами прописана, прежде всего, в законе «О лицензировании» № 99-ФЗ. В данном нормативном акте установлены два главных и одновременных критерия, обязывающих получить лицензию на деятельность по обращению с отходами:

1-й критерий – это класс опасности самих отходов. Необходима лицензия на отходы I-IV (1-4) класса опасности;

2-й критерий – это перечень тех видов деятельности, какие подлежат обязательному лицензированию. Данный перечень определен в пп. 30 п. 1 статьи 12 закона №99-ФЗ и включает в себя такие направления, как:

  • транспортирование. Или перемещение отходов посредством транспорта за пределы (!) земельного участка собственника отходов. Перевозка внутри границ этого участка не является лицензируемой деятельностью;
  • сбор отходов. Это — деятельность по поступлению или приему отходов от любых организаций (в том числе, и от некоммерческих структур) и от физических лиц (в том числе, и от предпринимателей) для дальнейшего обезвреживания, утилизация, обработки отходов, для их перевозки либо размещения;
  • обработка. Это — процесс предварительной подготовки отходов к их последующей утилизации, включая их разборку, очищение и сортирование;
  • утилизация отходов. Эта деятельность связана с последующим использованием отходов в производстве продукции, при оказании услуг или в процессе выполнения работ. В лицензию на утилизацию отходов включается рециклинг (или вторичное, без подготовки, использование отходов в производстве, как сырья), регенерация (т.е. возвращение отходов в производство, но после их подготовки) и рекуперация (или изъятие из отходов ценных составляющих, которые можно повторно использовать);
  • обезвреживание. Это снижение опасного воздействия, какое может оказать тот или иной вид отходов на окружающую среду и на здоровье человека. В ходе этого процесса может произойти сокращение массы отходов, изменение в их физико-химических свойствах и в составе, и т.д.;
  • размещение отходов. Данный процесс включает в себя их захоронение и хранение. При захоронении происходит помещение отходов в спецхранилища, чтобы предотвратить попадание их вредных веществ в воздух, грунт и т.д. Подвергаются захоронению только те отходы, какие не могут быть утилизированы. Что касается хранения отходов, то в этом случае разрешается их размещение в спецобъектах на срок свыше 11-ти месяцев и с целью их утилизации, обезвреживания, захоронения.

Когда можно обойтись без лицензии?

Прежде всего, под обязательное лицензирование деятельности по обращению с отходами не подпадает накопление отходов. Хотя указанный процесс является своеобразной формой хранения. В чем причина? В длительности обоих процессов!

В рамках накопления отходов происходит временное их складирование, которое по времени не должно превышать одиннадцати месяцев. Причем, речь идет о месяцах, которые идут один за другим, но не обязательно в пределах календарного года.

Однако если такое складирование по времени затянется дольше 11 месяцев, то с момента превышения данного срока компания или предприниматель начинают осуществлять лицензируемую деятельность – хранение. И если разрешения на ведение данной деятельности нет, тогда по статье 14.1 (п.2) КоАП РФ налагается наказание и в следующих размерах:

  • 2000-2500 рублей + конфискация отходов, произведенных из них товаров и орудий производства, или без таковой – это грозит простым гражданам;
  • 4000-5000 рублей с конфискацией отходов, изготовленных из товаров, орудий труда, или без конфискации – это грозит должностным лицам организации или предпринимателя либо самому предпринимателю;
  • 40000-50000 рублей, а к этой сумме конфискация произведенных из отходов товаров, самих отходов, орудий труда, либо без конфискации – для организаций.

Кроме того, при накоплении опасных отходов следует иметь в виду, что это можно осуществлять только:

  • на специальных площадках. Эти площадки должны быть обустроены с учетом требований ряда нормативных актов, в частности, статьи 51 закона №7-ФЗ от 10.01.02г. «Об окружающей среде» и статьи 22 закона №52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • для цели последующей переработки и применения отходов, их перевозки, обезвреживания или размещения, включая захоронение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *