Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для этого есть два способа обжалования: обращение в вышестоящую структуру или в судебные органы. Вы сами можете определить, в какую инстанцию подавать заявление. Любой отказ в приеме обращения считается незаконным.
Понятие и категории безработных
Незанятое трудоспособное население, по аналогии с занятым может быть определено как, такое население, которое не участвует в общественном производстве, не занимается трудовой деятельностью и не имеет заработка.
Незанятое трудоспособное население может быть условно разделено на 4 группы:
- 1 группа — добровольно незанятое население, живущее на средства одного из супругов, родителей и т. п., это в основном, иждивенцы.
- 2 группа — добровольно незанятое население, уволенное с предприятий или никогда не принимавших участия в труде и не желающих работать, не имеющих законных источников и средств к существованию и нигде не зарегистрированных.
- 3 группа — вынужденно незанятое население высвобожденные с предприятий, уволенные по собственному желанию, выпускники учебных заведений, все те, кто желает работать, но не зарегистрированы в службе занятости.
- 4 группа — вынужденно незанятое население — безработные. Безработными считаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Правовой статус безработного, также как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата [11, ст. 3].
В соответствии с законом РФ « О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (Закон о занятости населения), решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 2 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. Гражданин признается безработным с момента предоставления документов.

Рынок труда и безработица
По данным Федеральной службы государственной статистики в первом квартале 2020 года уровень безработицы в России был на уровне 4,6-4,7%. В расчет берутся работоспособные граждане старше 15 лет.
В связи с распространением коронавирусной инфекции с начала апреля многие занятые граждане стали терять работу — случился наплыв на биржи труда. Председатель Счетной палаты А. Кудрин в интервью для РБК заявил, что к концу года ожидается увеличение количества безработных в России до 8 миллионов человек.
Ситуация очень неблагоприятная: из-за пандемии коронавируса малый и средний бизнес несет убытки, что влечет снижение дохода или полную потерю работы для сотрудников. С каждым днем количество граждан, обратившихся в Центры занятости, растет.
В этой связи у людей, оставшихся без работы в “коронавирусный” период, возникают вопросы: что полагается безработным, какие предусмотрены гарантии социальной поддержки и льготы, права и обязанности нетрудоустроенных граждан и главное — какая оказывается помощь безработным в России.
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
Порядок и условия признания гражданина безработным не действуют на следующие категории:
- лица, в возрасте до 16 лет;
- лица, которые получают пенсию по старости (возраст) или за выслугу лет;
- категория, которая отказалась от двух предложенных вариантов соответствующей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости, включая предложения о временной работе;
- категория граждан, которые в поисках первой работы (ранее не работали) не имеют профессию (специальность) и отказываются от двух предложений профессиональной подготовки, или отказываются от оплачиваемой работы, включая временное трудоустройство;
Существующий порядок регистрации людей без работы регулируется Постановлением правительства страны. Оформление неработающих лиц осуществляет служба занятости в определенной последовательности:
- первичное оформление нетрудоустроенных граждан;
- регистрация нетрудоустроенных лиц для облегчения поиска работы;
- оформление безработных в порядке признания;
- перерегистрация нетрудоустроенных граждан.
При каждом этапе регистрации служба проводит отдельный учет граждан, которые уже признаны безработными.

Каковы порядок и условия признания граждан безработными?
Информация о мерах социальной поддержки и помощи безработным гражданам может быть получена у консультантов службы занятости, в обязанности которых, в том числе, входит информирование безработных об их правах. Работники службы занятости могут помочь человеку трудоустроиться по специальности или предложить получить новую специальность по направлению службы на бесплатной основе.
Вкратце следует пояснить значение отдельных пунктов из вышеуказанных. Чтобы вы могли лучше разобраться с понятиями трудоспособности и правового статуса безработного, охарактеризуйте их сначала с медицинской и юридической точки зрения. Так, никаких предпосылок для признания гражданина, не имеющего официального трудоустройства, до достижения им 16-летия быть не может. При этом ничто не препятствует заниматься предпринимательством или наемным трудом. На сегодняшний день КЗоТ РФ разрешает принимать на работу лиц, достигших 15 лет, а в некоторых случаях, при соблюдении дополнительных условий, и 14-летних подростков.
Для получения рассматриваемого статуса человеку требуется зарегистрироваться в ЦЗН. Целью регистрации является поиск новой организации для работы. Человек с помощью центров подыскивает работу. Приступить к труду он может в любой момент. Чтобы признать лицо безработным, нужно учитывать условия:
- достижение определенной возрастной группы (16 лет);
- в соответствии с законом не назначены пенсионные выплаты;
- человек признан инвалидом первой группы.
Закон указывает, что некоторые лица не получают статус неработающего. Компетентный орган принимает решение относительно признания граждан безработными. Обратиться нужно по месту, где зарегистрирован заявитель. Сотрудникам центров занятости отводиться одиннадцать дней на вынесение решения. Отсчет начинается, когда человеком представлена необходимая документация сотрудникам ЦЗН. Бумаги подтверждают:
- личность человека;
- то, что гражданин не работает;
- размер среднего заработка, получаемого по прежнему месту работы;
- наличие квалификации.
При отсутствии у лица специальности – он приносит в органы занятости документацию, посредством которой подтверждается личность заявителя и уровень образования. Для получения надбавок требуется представить бумаги, подтверждающие совместное проживание с иждивенцами. Если гражданином представлена документация, включающая ложные данные относительно прекращения трудовых отношений и размера заработка – статус не присваивается. Не устанавливается ответственность за предоставление такой информации в ЦЗН.
Безработными считаются люди, для которых не нашлось подходящей работы. Найти новое место труда нужно за десять дней. Если этого не произошло – человек считается неработающим.
Предоставляется два варианта для трудоустройства. Среди них гражданин выбирает, куда пойти работать. Подходит этот вариант, оценивается по критериям:
- По профессии. Работа должна отвечать проф.пригодности гражданина. Учету подлежит уровень его подготовки. Для определения этого фактора сотрудники ЦЗН изучают документацию, отражающую образование и опыт работы человека.
- Имущественный. Работа, которая предложена гражданину, должна соответствовать условиям, которые разработаны в организации, где он трудился. Это в том числе касается зарплаты. Вне зависимости от того, какой заработок имел человек, подходящей считается оплата на уровне минимума, установленного в субъекте.
Работа может предоставляться временная или постоянная. Это не скажется на получении указанного статуса.
Лица, имеющие заработок, определенный доход, не смогут воспользоваться данной поддержкой государства. В контексте правового статуса безработного под понятием занятости подразумевается незапрещенная легитимная деятельность граждан, приносящая доход – заработок. Осуществляться она может на основании заключения трудового контракта, соглашения о членстве в коллективных обществах, гражданско-правовых сделок или регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Правовое положение безработных
Основное условие выплаты пособия – это признание гражданина безработным. Но для этого недостаточно обратиться с заявлением и сообщить об отсутствии работы. Нужно подтвердить статус безработного соответствующими документами. Несмотря на то, что их список небольшой, на практике оказывается, что какую-то справку или документ все равно требуется «донести». Типичные ситуации следующие:
- У вас есть трудовая книжка и соответствующий стаж, но вы не можете подтвердить какой-то временной период документами – компания обанкротилась, ликвидирована.
- Вы не согласны с предоставленной работой, а работник центра занятости подходит к своим обязанностям формально. Он может быть не заинтересован в том, чтобы действительно помочь вам трудоустроиться.
- Предлагаемая работа не устраивает по условиям труда, размеру заработной платы.
В каждом регионе есть центр занятости со своим банком вакансий. Примерные условия работы можно узнать заблаговременно. Для этого не нужно регистрироваться заранее, достаточно открыть вкладку «вакансии» и вуаля – все актуальные профессии и количество требуемых сотрудников перед вами. Пособие назначается одновременно с признанием гражданина безработным. Учитывайте и следующее:
- Если гражданин был уволен по сокращению, в связи с ликвидацией компанией, то за ним (обычно в течение месяца) может сохраняться право на получение среднемесячного заработка по последнему месту работы.
- Пособие будет выплачиваться после окончания льготного периода.
- Когда вы были сокращены или уволились из-за того, что организация закрылась, то у работодателя есть обязанность предоставить вам средний месячный заработок.
Но все это при условии, что в течение месяца после увольнения вы не нашли другую официальную работу.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).
Категория граждан, которым не присваивается статус безработного
Порядок и условия признания гражданина безработным не действуют на следующие категории:
- лица, в возрасте до 16 лет;
- лица, которые получают пенсию по старости (возраст) или за выслугу лет;
- категория, которая отказалась от двух предложенных вариантов соответствующей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости, включая предложения о временной работе;
- категория граждан, которые в поисках первой работы (ранее не работали) не имеют профессию (специальность) и отказываются от двух предложений профессиональной подготовки, или отказываются от оплачиваемой работы, включая временное трудоустройство;
Чтобы начать получать ППБ гражданину необходимо обратиться к сотрудникам центра занятости населения (ЦЗН). Причем, обратиться к ним могут граждане РФ, уже достигшие 16 лет, не ведущие никакой деятельности в качестве предпринимателя, не обучающиеся на дневной форме обучения и не имеющие места трудовой деятельности. Служба трудоустройства поставит на учет такого гражданина, чтобы помочь ему трудоустроится, а не с целью предоставления ему денежных средств.
Основная цель создания и существования ЦЗН — это бороться и предотвращать безработицу, а предоставление финансовой поддержки это всего лишь поддержка граждан до времени приобретения самостоятельного источника получения дохода.
Регистрироваться в ЦЗН следует в районе официальной регистрации и прописки. Данные учреждения сегодня имеют собственные сайты, но эти ресурсы служат цели предоставления каждому желающему необходимой информации о том, где находится ЦЗН, его адрес и телефон. Получение статуса и постановка на учет с помощью сайта никому не удастся, поэтому прийти в центр и представить все необходимые документы все же придется.
Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными
В России действует закон «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно ему, безработным может быть признан гражданин трудоспособный, у которого нет постоянного заработка, он зарегистрирован в службе занятости для поиска новой деятельности. Такое решение данная организация должна вынести по истечению 11 дней со дня обращения гражданина с необходимыми документами. Причем на статус не влияет причина ухода с прошлого места работы, дата увольнения, а также время обращения. Итак, какие люди могут быть признаны безработными?
Особенность нашего законодательства в том, что безработными не могут быть признаны граждане, которые попадают в определенные категории. Кому же в Центре занятости откажут?
- Лицам, которые не достигли 16 лет. Если гражданин раньше обратиться в структуру для постановки на учет, он получит отказ, т. к. трудоустройство в раннем возрасте не считается необходимостью. Но при достижении 16 лет лицо уже заканчивает школьное учреждение и вполне может найти работу с низкой квалификацией.
- Людям пенсионного возраста. В 2019 году вступают поправки в пенсионное законодательство, и возраст граждан для выхода на пенсию увеличился, теперь это 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. С этого момента обязательное трудоустройство не является необходимым. В этом случае гражданам могут предложить определенный перечень государственных социальных пособий и льгот. К той категории также относится назначение пенсионных выплат за выслугу лет.
Еще какие граждане не могут быть признаны безработными?
Безработными не могут быть признаны следующие граждане
Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.
Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.
Читать так же: Закон о паллиативной помощи России в 2019 году
Согласно предлагаемым нововведениям, налог на безработицу будут платить нетрудоустроенные граждане, которые при этом имеют доступ к бесплатным государственным услугам, в том числе к медицине. От уплаты налога предлагают освободить лиц, официально зарегистрированных в службах занятости. Однако о принятии нового законопроекта пока говорить рано, поскольку он обсуждается уже не первый год, но так и не был одобрен хотя бы в первой редакции.
ФЗ о занятости населения предусматривает ежемесячную выплату определенной суммы гражданам, официально зарегистрированным на биржах труда. Существует несколько вариантов получения государственной материальной поддержки:
- выплата пособия для нетрудоустроенных лиц;
- стипендия для студентов, получающих профессиональное образование;
- общественные работы, которые оплачиваются отдельно.
Главный способ социального обеспечения для неработающих граждан – это пособие по безработице. Эта мера государственной поддержки может выплачиваться безработным в течение полутора лет после увольнения с предыдущего места службы. Существуют определенные условия для получения пособия. Гражданин должен отработать до увольнения как минимум 26 недель.
Поскольку безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны.
В связи, с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан.
По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций. Задача. Бухгалтер муниципального предприятия Петрова, 53 года, была уволена в связи с сокращением штатов. Через неделю после увольнения она обратилась в орган службы занятости населения в целях поиска работы.
Петровой была предложена должность кассира в магазине. Петрову эта работа не устраивала.
проходящие очный курс обучения …, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Перечисленные категории граждан не могут быть зарегистрированы в службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и признаны безработными.
Когда перестает действовать статус безработного
Так как статус безработного присваивается на определенное время, правилами законодательных актов предусматриваются причины прекращения статуса безработного. Они заключаются в следующем:
- Когда гражданин нашел работу;
- В случае переезда в другую область, край;
- Гражданин не появляется в первые десять дней после первичного обращения;
- Гражданин не ведет поиски работы в течение месяца, не проходит перерегистрацию без уважительной причины;
- После прохождения обучения и переподготовки от центра занятости;
- Сотрудники центра занятости выяснили недостоверность справок о доходах, записей в трудовой книжке;
- Гражданин имеет постоянный или временный заработок и не уведомил сотрудников центра.
Понятие безработного гражданина
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым.
Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.
Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.
Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет.
Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет.
Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.
Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином.
Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.
В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан.
Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости – регистрация в целях поиска подходящей работы.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработного гражданина.
Причем из понятия «первичная регистрация безработных граждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который имеет бульшую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с цель поиска подходящей работы.
В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы.
К их числу относятся:
- справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
- трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.
В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.
Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе, как условия его признания безработным, не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ. Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой, и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования.