Нюансы ответственности за разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы ответственности за разглашение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Данные, составляющие государственную тайну, чаще всего записываются на следующих видах носителей:

  • жестких дисках;
  • печатных документах;
  • специальных устройствах хранения информации.

Чтобы уведомить получателя о том, что данные на носителе не подлежат разглашению, используется специальный гриф секретности. На печатных документах он выглядит следующим образом:

  • в правом верхнем углу присутствует пометка (например, «совершенно секретно»);
  • сразу под ней указывается количество экземпляров документа.

На данный момент в РФ существует три грифа секретности:

  • «секретно»;
  • «совершенно секретно»;
  • «особой важности».

Разница между этими грифами заключается в степени ущерба, который может нанести разглашение засекреченной информации. Так, распространение сведений особой важности способно нанести ущерб интересам РФ в целом. При разглашении секретной информации вред наносится отдельно взятому предприятию, организации или учреждению. Если же третьи лица получат доступ к совершенно секретным данным, то пострадает ведомство, министерство или отрасли экономики РФ в одной или несколько областей.

Присвоение документу определенного грифа секретности происходит по решению руководителя конкретного государственного органа. Для этого может создаваться комиссия, составляющая список данных, подлежащих засекречиванию. Подобные перечни имеются у каждого ведомства, работающего с гостайной.

Например, Федеральная служба геодезии и картографии работает только с секретными сведениями. Данных особой важности и совершенно секретной информации здесь нет. Поэтому на всех документах с ограниченным доступом проставляется гриф «секретно».

Какие данные нельзя засекретить

Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:

  1. О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
  2. О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
  3. О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
  4. О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
  5. О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
  6. О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
  7. О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).

Кому получить допуск не удастся

В допуске к государственной тайне могут отказать. Чаще всего это происходит в таких случаях:

  1. Претендента на получение допуска признали недееспособным по решению суда. Также не сможет работать с гостайной лицо с ограниченной дееспособностью.
  2. У человека имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление или за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти.
  3. Гражданин обвиняется или был осужден по уголовному делу о совершении любого умышленного преступления или непредумышленного преступления против госвласти.
  4. Претендент имеет медицинские противопоказания для работы с государственной тайной.
  5. В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело, которое прекратили по нереабилитирующим основаниям. Например, стороны примирились или истек срок исковой давности.
  6. Претендент или его ближайшие родственники постоянно проживают на территории другого государства или занимаются оформлением документов для выезда за пределы РФ.
  7. В ходе проверки были выявлены действия оформляемого лица, представляющие угрозу безопасности РФ.
  8. Гражданин уклонялся от проведения проверки, сообщив заведомо ложные анкетные данные.
Читайте также:  Статья 332 ГК РФ. Законная неустойка

Примеры из судебной практики

За разглашение государственной тайны в судебной практике есть много примеров.

Решением Северного флотского военного суда был уволен с военной службы капитан первого ранга Синев Г.В. за деяние, предусмотренное частью 1 ст. 283.

Синев обратился в суд, чтобы признать решение суда недействительным. В апелляционной жалобе значилось, что деяния было совершено по неосторожности. Суд в удовлетворении требований Синева отказал.

Славянский городской суд рассмотрел дело Королёва Д.М. Суд признал гражданина Королева виновным по части 2 статьи 283 и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.

Спустя два года, Королев был освобожден досрочно.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны (действующая редакция)

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Это второй обязательный компонент защиты гостайны.

Допуск граждан и должностных лиц к засекреченным сведениям осуществляется в порядке разрешительного производства. Заинтересованный субъект направляет заявление в уполномоченный орган, прилагая к нему необходимые документы. Компетентная структура проводит проверку бумаг. Заявителю может быть отказано при наличии судимости за тяжкое деяние, медицинских противопоказаний, в случае постоянного проживания лица либо его близких за границей и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Допуск лиц с двойным гражданством, не имеющих гражданства, иностранцев, эмигрантов, реэмигрантов производится в исключительном порядке, устанавливаемом Правительством.

Допуск организаций, предприятий, учреждений к осуществлению деятельности, связанной с использованием засекреченных сведений, проведению мероприятий или предоставлению услуг по защите гостайны осуществляется путем выдачи им соответствующей лицензии. В этом документе должны быть отражены перечень данных, использование которых разрешено, и степень их секретности.

Допуск может быть запрещен или приостановлен, если субъект, имеющий лицензию на защиту гостайны, уклоняется от проверок или сообщает контролирующим органам заведомо ложную информацию.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие “государственной тайны”

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Комментарии к ст. 283 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Читайте также:  Какие права имеет собственник земельного участка?

Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Разглашение означает предание огласке указанных сведений. Способы могут быть различны: устный (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменный (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).

4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.

5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» , Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 .

———————————

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762.

Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:

лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;

лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

6. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).

Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности. Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло. В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.

Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности. Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.

Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.

Читайте также:  Льготы Детям Чернобыльцев После 18 Лет В России 2022 Получение Квартиры

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.

В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.

Для достижения результата были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Какова ответственность

Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.

Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает систему норм, закрепляющих составы различных деяний. Они должны включать в себя обязательные элементы, которые делятся на две группы: объективную и субъективную. Первая из них состоит из объективной стороны и объекта общественно-опасного деяния, указание на них содержит непосредственно рассматриваемая статья.

Государственной тайной будут являться сведения, которые были доверены конкретному гражданину ввиду его положения по службе или работе.

Разглашение лицом тайны предполагает доведение информации до сведения других, не имеющих на это право людей.

Говоря о конкретных элементах рассматриваемого преступления, следует упомянуть объект. По общему правилу это всегда общественные отношения, на которые посягает преступник, в данном случае связаны они с обеспечением безопасности и целостности государства. Непосредственным объектом можно определить тайные сведения, распространение которых было осуществлено.

Комментарий УК РФ разглашение лицом государственной тайны рассматривает, объективную сторону посягательства, то есть его проявление во внешней среде.

Для того чтобы деяния считалось совершённым, необходимо установить ряд условий согласно диспозиции статьи:

  • Доступность сведений. Огласка может быть осуществлена только тех сведений, что по служебному положению были доверены лицу. Такая информация официально считается тайной и не может выступать общественным достоянием. При расследовании важно обозначать, какая информация считалось тайном, был ли доступ к ней у лица на официальном уровне.
  • Факт нарушения. Виновный субъект должен сам сообщить тайну другому человеку. Выражаться это может в любой виде. Кроме того не будет играть роли, знакомый это человек или нет.
  • Характер действий. Разгласить секрет можно любым способом: позвонить, написать письмо, передать информацию лично.
  • Получатель сведений. Новость должна быть передана только постороннему лицу, то есть тому, которое не имеет право на владение тайной или по своему должностному положению претендует на иные сведения, не связанные с теми, что были разглашены.

Если два лица, имеющих право на владение одними и теми же сведения, обсуждают эту информацию, дают разъяснения и пояснения по ней друг другу, то тайна разглашённой считаться не будет.

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности.

В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

1.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *