Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как описать портрет человека на картине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.
Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.
Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.
Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.
Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.
Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.

Виды портрета (поджанры)
Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:
- Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
- Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
- Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
- Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
- Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
- Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
- Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
- Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
- Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
- Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
- Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
- Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.
Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.
Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.
А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.
История портретного жанра
В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.
Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.
Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.
Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.
Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.
Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.
С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.
Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.
Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.
Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…
Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.
Портреты у Пушкина и Лермонтова
В первой половине XIX века в русской живописи и литературе сложилась жанровая система. Реалистичное лидерство стало преобладать все больше. Появились новые приемы создания художественных образов. Описание внешнего вида помогло писателям создать первое впечатление о персонажах, раскрыть их внутренний мир.
Пушкин и Лермонтов уже наполнили эскизы портретов сравнениями, метафорами и эпитетами. Оба поэта собрали прекрасную портретную галерею. На развитие их портретной живописи повлияли новые представления о смысле человеческой личности. Герои их произведений выдуманы и подлинны.
Описания персонажей есть в повести Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова была молодой девушкой, хрупкой и смелой одновременно.
«А где Маша? Затем вошла девушка лет восемнадцати. Пухлый, румяный, со светлыми волосами, зачесанными за уши, которые вот так горели.
Создается впечатление, что Маша — застенчивая девушка с послушным характером. Также в рассказе Пушкина есть портрет Швабрина, представителя офицерства. Мы видим в нем дуэлянта, предателя, не имеющего духовных убеждений:
Ко мне вошел невысокий темнокожий, безобразно некрасивый, но очень бойкий молодой офицер.
Исторический герой романа — сам Емельян Пугачев. Пушкин пишет просто, правда, «по-домашнему». Из описания видно, что он смелый и остроумный человек из народа и полностью принадлежащий народу:
Ему было около сорока, среднего роста, худощавого и широкоплечого. Его черная борода поседела; большие живые глаза продолжали бегать. На его лице было довольно приятное, но злобное выражение. Волосы подстрижены по кругу; на нем была потрепанная военная куртка и татарские брюки.
На нем был красивый казачий кафтан, украшенный косами. На ее блестящие глаза упала высокая соболья шляпа с золотыми кистями. Ее лицо показалось мне знакомым.
Многие полюбили пушкинский образ Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин». Вернее, поэт в произведении дает не свой внешний облик, а внутренний портрет.
Итак, ее назвали Татьяной.
Не красота ее сестры,
Ни свежесть его румяного
Это бы не привлекло взглядов.
Дик, грустный, молчаливый,
Как боится лань лесная,
Она в своей семье
Девушка выглядела чужой.
Он не умел ласкать
Ни его отцу, ни его матери;
Сама маленькая девочка посреди детской толпы
Я не хотел играть и прыгать
И часто целый день в одиночестве
Он молча сидел у окна.
Этот нетипичный образ благородной русской девушки завораживает кротостью, задумчивостью, обаянием и необычностью. Для более яркого восприятия образа Татьяны Пушкин дает описание внешности ее сестры Ольги:
Всегда скромный, всегда послушный,
Глаза как небо голубые
Всегда бодр, как утро.
Улыбка, локоны льна,
Как жизнь поэта невинна,
Движение, голос, световое поле,
Как сладок поцелуй любви…
В Ольге Лариной читатель видит воплощение женственности и изящества. Образ полон радости. Девушка поднимает настроение окружающей жизни и дарит ласку и тепло. Своей женственностью она покоряет Ленского. Только во многом героиня уступает Татьяне своим внутренним миром чувствами и размышлениями.
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
- Основные детали картины — какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения — теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
- Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы — тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить «цвета солнечных лучей»).
- Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Как меняется портрет в различных жанрах?
У каждого литературного жанра и жанра есть свои художественные приемы рисования портретов. Писатели-натуралисты пытались изобразить персонажей правдоподобными и реалистичными. Тем самым они выявили глубокие социальные противоречия. Герой показан как типичный представитель своего окружения с обычными бытовыми характеристиками, без исключения и чем-то удивительным. Похожее описание можно увидеть в «Шинели» Гоголя»:
Нельзя сказать, чтобы чиновник выглядел очень эффектным, невысокого роста, несколько рябым, немного красноватым, несколько слепым на вид, с небольшой проплешиной на лбу, с морщинами на обеих сторонах щек и лицом, что называется геморроидальным узлом.
Писатели-фантасты, романтики отошли от повседневности и описаний. Их герои были описаны как исключительные, необычные. Многое было преувеличено и имело вымышленные черты. Аналогичное описание мы видим в «Тарасе Бульбе»:
Сумки изменились внезапно: вместо старых грязных ботинок появился красный марокканец с серебряными подковами; широкие штаны, шириной как Черное море, с тысячью складок и с речами, были задернуты с золотым зрелищем; К трубке к спектаклю прикреплялись длинные ремешки с кисточками и прочими безделушками. Алая казакин, ткань яркая, как огонь, опоясывалась узорчатым поясом; за пояс были заправлены забитые турецкие пистолеты; сабля звякнула в его ногах. Их лица, еще немного загорелые, казались более красивыми и побелевшими; молодые черные усы теперь как-то ярче подчеркнули свою белизну и здоровый, сильный цвет молодости; они прекрасно подходят под черные шляпы из овчины с золотым верхом.
Сочинение-описание картины
Несколько советов
Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.
Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
создает, пишет, изображает, воспроизводит;
картина, полотно, репродукция, холст…
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.

Как работать над сочинением?
- Определи тему. Чтобы сделать это правильно, нужно внимательно рассмотреть картину. Посмотри, что нарисовано, что и где располагается. Также обрати внимание на название и вспомни всё, что ты знаешь по этой теме.
- Составь план. Планом можно считать список пунктов, которые помогут тебе раскрыть тему. Для составления плана можешь использовать вопросы. Например, если на изображении зимний пейзаж: Какое время года показано на картине? По каким признакам можно об этом догадаться? Кого изобразил художник? Как они выглядят?
- Подбери материал. Здесь тебе надо вспомнить всю информацию по заданной теме, а также задуматься, какие слова ты будешь использовать. Например, к картине с зимнем пейзажем запиши себе словарик: побелело, падающий снежок, восторг, любоваться и т.д.
- Написание сочинения. У тебя есть тема, план и словарик. Теперь постарайся составить маленькие рассказики по каждому пункту плана, запиши их на черновик и проверь, чтобы вместе они составляли связный рассказ.
- Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
- В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
- Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
- Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
- В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.
Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.
Как меняется портрет в различных жанрах?
Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в «Шинели»:
Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.
Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в «Тарасе Бульбе»:
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.
Мастер портрета — Толстой
Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал «диалектику души», внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.
Толстой старался подавать портрет «на людях». Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: «Краткость, ясность и простота изложения».
Самой известной героиней романа Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:
Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.
…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…
Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.
..Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…
…Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…
А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?
Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:
Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер).
Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.
Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:
Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины. Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст. Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке. Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние. Выразите свое отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина. Составьте описание картины по плану, записанному на доске. Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске. Опишите ситуацию, изображенную на картине. Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.
Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком…», написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.
На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.
Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко…», которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию…»
Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.
Сочинение Моя бабушка (описание внешности)
Зинаида Павловна молча стояла у окна и гладила через приоткрытую створку старого рыжего кота, который грелся на ласковом, последнем в этом году, осеннем солнышке. Эта женщина, невзирая на свой далеко не юный возраст, выглядела прекрасно. На ее смуглой и грубой коже лица ютились коричневатые веснушки, а морщинки были похожи на усы котенка. Когда она улыбалась, ее глаза практически прятались среди морщин, но все равно они сияли. Все видели сияние и блеск ее глаз. А глаза ведь у нее были зелено-желтые, красивые и яркие, словно спелый крыжовник, а еще – большие и добрые. Руки ее были «уставшие»: эти руки не намазывались ароматными кремами каждый день, но именно этими руками были приготовлены самые вкусные в мире пироги с капустой и грибами. Кожа на ее руках была слегка потрескавшаяся и грубая от работы. Ведь Зинаида Павловна никогда не боялась тяжелой работы в доме, в поле или на огороде, не боится и сейчас, хотя, наверное, уже стоило бы. Женщина эта очень миниатюрная, невысокая и худенькая. Если бы не возрастная сутулость, со спины ее можно было бы принять за девчонку. Но ведь эта хрупкая женщина родила и вырастила 3-х детей и воспитала 5-ть внуков. Шестого ждет и обязательно дождется. А как задорно она смеется! Любой позавидует. Сиреневый в мелкий цветочек платок с бахромой скрывает под собой ее короткие пепельные волосы, которые когда-то были черными, как смола, и кудрявыми. Я так люблю наблюдать, как она снимает платок, включает радио на стене и расчесывает свои гладкие волосы большим деревянным гребнем перед зеркалом. В такие минуты она как будто снова становится молодой. Ей еще ведь жить и жить. А как иначе? Зинаида Павловна поворачивается ко мне и говорит своим тихим и таким невероятно добрым и спокойным голосом. Говорит о сегодняшней хорошей погоде, о том, что кот, наверное, прихворал и о том, что пироги в печи уже давно остывают. А я искренне улыбаюсь и крепко-крепко ее обнимаю. Потому что эта милая женщина – самая лучшая и самая красивая во всем мире. Зинаида Павлова – моя любимая бабушка.
Портретная живопись 270 слов
Портрет – один из основных жанров в изобразительном искусстве, показывающий внешность одного конкретного человека, а иногда и группы людей. Главная задача художника-портретиста – добиться не только максимального внешнего сходства портрета с оригиналом, но и точная передача индивидуальных черт характера, и создание образа, типичного для той или иной эпохи.
История портрета насчитывает несколько тысячелетий, а зародился он как жанр живописи в античном искусстве. При раскопках на острове Крит было найдено много фресок с живописными женскими изображениями. Самое известное из них было условно названо учёными «Парижанка».
Другие древние находки, имеющие непосредственное отношение к портретной живописи, относятся уже к Египту с первого по четвёртый века нашей эры. Это – деревянные доски или холсты с выполненными на них портретами, которые в те времена помещались в гробницу усопшего вместе с его мумией. Эти изображения выполнены в технике, которая называется энкаустика, то есть, красками, сделанными на основе воска.
В эпоху Средневековья практически все живописные изображения были привязаны к религиозным сюжетам, а портрет существовал лишь как профильное изображение дарителей (донаторов), которые были только частью общей композиции.
Настоящий расцвет портретной живописи начался в эпоху Ренессанса. Художники Возрождения проповедовали гуманистические идеалы, главной их моделью становится человек, а пейзажи и интерьер – только фон для каждой отдельной личности. Величайший шедевр того времени известен каждому – это «Джоконда» Леонардо да Винчи.
Неоценимым надо назвать и тот вклад, что внесли в развитие портретной живописи Тициан, написавший целую галерею портретов своих современников, нидерландец Ян ванн Эйк, немец Альбрехт Дюрер, чьи автопортреты – пример для многих художников.
Ранее, желающему получить свой портрет было необходимо провести некоторое время перед художником, в ожидании, пока тот не сделает грубый набросок будущей картины и более качественный набросок лица модели. Сегодняшние технологие позволили живописцам рисовать портрет с фотографии, сколь угодно долго изучая игру света и тени, улавливая самые незаметные эмоции лица, совмещая объекты из разных снимков, добавляя толику своего воображения.