Как закрыть ООО с 1 учредителем [2023]

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как закрыть ООО с 1 учредителем [2023]». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс

Начнем с журнала.

Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.

Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.

Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.

Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?

  • об этом говорит часть 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
  • об этом говорит Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@

Как подать объявление в Вестник?

Есть два способа подачи:

  • при наличии электронной подписи
  • без электронной подписи

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).

Читайте также:  Новая Зеландия: эмиграция из России

Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.

Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).

Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.

Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.

В течение какого срока длится проверка?

В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.

Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.

Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).

Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.

Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.

Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:

  • истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  • проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  • перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

Читайте также:  Правила заверения трудовой книжки

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Имеет ли право компания обжаловать решение налогового органа, вынесенного в результате проведенной налоговой проверки при ликвидации?

Ответ: Да, если компания не согласна с результатами проверки, она имеет право обжаловать решение ФНС. Для этого все претензии необходимо оформить в письменном виде и направить их руководителю налоговой инспекции. Сделать это необходимо в срок до 15 дней с даты получения результатов проверки.

Вопрос: Будет ли проводиться налоговая проверка при ликвидации компании, которая последние несколько лет не вела деятельность?

Ответ: Нет, если деятельность не велась в течение как минимум 3 лет. При этом необходимо соблюдение следующих условий: отсутствие наемных сотрудников, начисления и выплаты зарплаты и операций по открытым счетам в банках.

Шаг 6. Подготовьтесь к выездной налоговой проверке

ИФНС вправе (но не обязательно) провести выездную проверку ликвидируемого ООО. И неважно, когда и почему проходила предыдущая проверка.

На практике, проверку при ликвидации налоговая проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, и вовсе не проверяет. Но подготовиться все же нужно – наведите порядок в денежных расчетах и отчетных документах.

Если ИФНС уже вынесла решение о проверке, то продолжить ликвидацию можно лишь после окончании проверки. При этом нужно решить все вопросы, которые возникнут в ходе проверки.

В каких случаях назначают проверку

Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:

  • Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
  • Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
  • Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.

Какие обстоятельства указывают на то, что проверка будет назначена

Зачастую результатом проверки может быть прекращение регистрационных действий, направленных на закрытие общества. Если налоговая найдет какие-либо недочеты, ее задачей будет вернуть деньги в бюджет соответствующего уровня и тем самым снизить издержки государства. Но на практике у организации может не оказаться достаточно средств для оплаты налогов, и дело может перейти в суд.

ФНС не проверяет абсолютно все компании, которые начали процедуру ликвидации или реорганизации. Только те, в отношении которых возникли сомнения.

Есть ряд обстоятельств, которые могут повлиять на решение инспектора назначить проверку:

  • компания не сдавала декларации вовремя или сдавала с ошибками;
  • у организации имеются долги перед бюджетом;
  • имеется информация о наличии больших оборотов, но сумма для налогообложения указывается намного меньше;
  • часть контрагентов ООО – неплательщики налогов;
  • общество применяло методы по оптимизации налоговой базы;
  • компания не предоставляла документы по запросу ФНС;
  • предприятие возмещало НДС и т. д.

Предусмотреть все спорные ситуации, которые могли бы заинтересовать ФНС, невозможно. Однако, если имеются основания для сомнений, инспекторы должны проверить компанию во избежание неуплаты налога.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью без налоговой проверки

В некоторых случаях налоговая инспекция не проводит аудита ликвидируемого ООО. Это происходит в следующих случаях:

  • отсутствие хозяйственной деятельности, на что указывает нулевой баланс на протяжении 3-х лет;
  • в течение 3-х лет в организации отсутствуют наемные работники, не начислялась заработная плата, не проводились банковские операции, что также указывает на отсутствие хозяйственной деятельности ООО;
  • юридическое лицо в полном объеме и своевременно на протяжении всего периода существования сдавало налоговую отчетность;
  • положительные результаты камеральных проверок;
  • отсутствие задолженности перед кредиторами, целевыми фондами и бюджетом;
  • единственный учредитель, что исключает распределение материальных активов компании и распределение долей в уставном капитале.
Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле

Если налоговая инспекция после уведомления о ликвидации общества не воспользовалась своим правом на осуществление налогового контроля в течение 2-х месяцев, то она не может в дальнейшем заявлять в части задолженности по налогам и сборам никаких требований в качестве кредитора.

Это же самое касается и других кредиторов предприятия. Если в течение 2-х месяцев после публикации о ликвидации ООО в Вестнике государственной регистрации они не заявили о своих требованиях, то ликвидационная комиссия может завершить процедуру ликвидации самостоятельно.

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

Как проходит проверка ООО при ликвидации

Несмотря на то что на рассмотрении стоит вопрос «как ликвидировать ООО без проверок» знать, что проверяют при ликвидации ООО нужно каждому руководителю. Итак, важные моменты:

  1. Проверка при ликвидации ООО проводится строго после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, переданного в налоговую службу.
  2. После изучения переданного документа на предмет наличия кредиторской задолженности и оценки финансового положения ликвидируемого предприятия налоговая инстанция принимает решение о необходимости в выездной проверке.

При положительном решении, которое оформляется в виде уведомления о предстоящей проверке начинается сам процесс проверки ООО при ликвидации по следующей схеме:

  1. Проведение инвентаризации с целью сверки фактического наличия и указанных в документах денежных средств, активов и прочее.
  2. Истребование документальной базы, куда входят расходно-доходные, банковские и кассовые операции, первичная документация и прочее.
  3. Осмотр помещений на предмет соответствия указанного в документах имущества действительности. Осмотр проводится в присутствии понятых лиц.
  4. Подготовка справки, содержащей результаты проверки по ликвидации ООО и ее сроки.

Три месяца дается работникам налоговой службы, чтобы проанализировать полученную информацию и принять решение о ликвидации ООО. Результат проверки оформляется специальным актом, содержащим все выявленные нарушения или сведения об отсутствии таковых.

И еще важный момент: чтобы закрыть ООО без проверки нужно знать в каких случаях без нее никак не обойтись. Итак, проверка ООО при ликвидации обязательна:

  1. При получении сведений о ликвидации от иных источников, т. е. руководитель компании не потрудился лично оповестить налоговую инстанцию о предстоящей ликвидации.
  2. Если в ходе ликвидации в предоставленной бухгалтерской отчетности были выявлены нарушения.
  3. Если был установлен факт непогашенных долговых обязательств или финансовых нарушений.

По сути, проверка ООО при ликвидации со стороны налоговой службы является одним из этапов закрытия компании (ст. 89 Налогового Кодекса РФ), поэтому она вполне законная и может быть проведена на любых основаниях.

Теперь непосредственно о случаях, при которых ликвидация ООО возможна без проверки налоговой.

Итак, интернет предоставляет неограниченные возможности для поиска и сбора информации об ООО. При этом, мы даже не рассматривали специализированные ресурсы. Например, такие, как сайт ФССП РФ, где сконцентрированы сведения об исполнительных производствах, или Дом. РФ (https://дом.рф) на котором находится достаточно полная информацию о застройщиках. А ведь существуют еще десятки коммерческих и специализированных ресурсов, где вы за плату или бесплатно получите информацию о компании.

Таким образом, при желании, сегодня, не покидая рабочего места, можно не только узнать ликвидировано ли то или иное ООО, но и собрать полноценные сведения об экономической деятельности фирмы и даже информацию о её руководителях и участниках.

Теги: банкротство, ликвидация фирм, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации, юридический адрес


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *