Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Замена двигателя на мотоцикле – нужно ли переоформление в ГИБДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2018 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Если поставили другой двигатель на мотоцикл – откажут в постановке на учёт?
И ещё раз в заключение вопроса и для закрепления понимания, можно ли установить другой двигатель на мотоцикл, рассмотрим 2 разительно отличающихся условия.
- Вам не нужно производить вообще никаких действий по переоформлению в ГИБДД, если вы установили другой мотор той же модели и с теми же параметрами, какие у вас были. Просто при любом следующем регдействии в Госавтоинспекции вам впишут новый серийный номер ДВС.
- Если же у вас поменялась модель и/или характеристики мотора, то вам не просто придётся поставить на учёт новый агрегат в ГАИ, а сначала пройти проверку соответствия – ряд экспертиз в лаборатории.
Когда изменений в конструкции нет
Представим, что в ТС установлен новый контрактный двигатель аналогичной мощности. Конструктивных изменений не произошло, а значит подаваться в ГИБДД специально не нужно. Что в реальности было установлено под капот автомобиля или бензобак мотоцикла, выяснится лишь при перепродаже или иных регистрационных процедурах, когда автомобиль будет представлен к осмотру на площадке в автоинспекции.
Если замена двигателя не связана с изменением конструкции ТС, внесение сведений в госреестр ТС о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра (п. 52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019).
Раньше замену двигателя без документов инспектор бы точно не пропустил: будь добр представь целый комплект бумаг, включая договор купли-продажи мотора в сборе как отдельного силового агрегата. Сегодня все гораздо проще: никакие документы на замененный двигатель при перерегистрации ТС ни новому, ни старому владельцу не нужны. Прямо на площадке осмотра инспектор проверит, ни изменялась ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, предназначен ли агрегат для этой модели ТС и т.д.
Отказ – законный или нет
Автолюбители порой сталкиваются с проблемой, когда инспекторы не ставят на учет машину после замены двигателя. Насколько это законно – зависит от конкретной ситуации. И если в одних случаях надо смело отстаивать свои права, то в других – смиренно подчиниться требованиям. Изменения в законодательстве происходят практически ежегодно. По состоянию на начало 2019 года действует норма, согласно которой не должны требовать документы на ДВС, который соответствует модели и такой же по мощности, как «родной». Но номер, который стоит на моторе, будет занесен в базу данных по факту осмотра. Наряду с этим, согласно приказу № 399, инспекторы вполне законно категорически отказывают в перерегистрации авто с ДВС, на котором поврежден идентифицирующий номер либо выяснилось, что он украден. Такие неприятности характерны для случаев, когда новый хозяин столкнулся с недобросовестным продавцом. Послабления, действующие в течение семи лет, послужили благодатной почвой для тех, кто хотел оперативно избавиться от проблемных машин с нечистой историей.
Оформление замены двигателя в ГИБДД
Основной факт, на который следует опираться владельцу ТС при смене мотора – это то, что с 2018 года, согласно положениям Приказа №399, двигатель не является номерным агрегатом. К перечню таких агрегатов продолжают относиться только рама (шасси), кузов и кабина. Эти детали идентифицируют автомобиль, поэтому они подлежат особому учету.
Двигатель, который исключен из списка номерных деталей, не подлежит обязательному переоформлению при замене.
Из-за различий в строгости осмотра авто в разных регионах автоюристы рекомендуют уточнять правила регистрации на горячей линии местного ГИБДД перед ремонтом с заменой движка. Обращение в Госавтоинспекцию перед покупкой б/у двигателя позволяет проверить историю агрегата – наличие запретов на регистрацию и заявлений об угоне машины, с которой снят предлагаемый мотор.
Необходимые документы для оформления замены двигателя в ГИБДД
При смене автомотора на аналогичныйв 2023 году потребуется небольшой перечень документов:
- Квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины.
- Оригинал и ксерокопия паспорта владельца ТС.
- Оригинал и ксерокопия ПТС.
- Документы, полученные при покупке мотора.
- Свидетельство о факте регистрации транспортного средства.
- Заявление на изменение конфигурации ТС, подписанное инспектором ГИБДД.
- Сертификаты на материалы, а также запчасти, которые понадобились при переоборудовании ТС.
В той ситуации, когда новая автозапчасть обладает отличными от предыдущего характеристиками, в дополнение к вышеуказанным понадобятся еще такие свидетельства:
- Заключение экспертов.
- Заявление-декларация, полученная в автосервисе или заполненная самостоятельно, о выполненных работах.
- Протокол проведенной технической экспертизы.
- Свежая диагностическая карта.
Можно ли приостановить заключение договора купли-продажи
Договор считается заключенным после того, как обе стороны подписали его и акт приема передачи. На практике, многие забывают про второй документ.
До момента подписания договора стороны ничем не обязаны друг другу, поскольку устные договоренности не могут быть признаны доказательством.
Если на стадии предварительного осмотра автомобиля были обнаружены существенные недостатки, а именно такими признается несовпадение номеров, то завершать сделку не стоит.
Если вы попали на продавца мошенника, то скорее всего он прибегнет к запугиванию и требованию компенсации. Во избежание этого, не стоит идти на заключение сделки одному и нести наличные деньги.
В ситуации, когда номера не совпали, но продавец готов пойти навстречу, стоит договориться о том, что владелец автомобиля отправиться в ГИДБББ и решит эту проблему.
Если номера не читаемы в результате коррозии или скола, то после проведенной экспертизы будут внесены изменения в ПТС и проблем у нового владельца не возникнет.
В 2018 году вступил в силу Приказ МВД от 26.06.2018 № 399. Документ утвердил новые правила регистрации автомобилей. Была затронута и замена двигателя на авто. Нужно ли регистрировать в 2022 году? Ответ на этот вопрос зависит от причины замены. Здесь возможны 2 варианта:
- смена производится на ту же модель (по объёму и по мощности). Как правило, такая замена является вынужденной мерой, так как ресурс прежнего агрегата может быть исчерпан. Можно сразу внести изменения в ПТС, либо пойти по простому пути: ничего не регистрировать до продажи. Новый хозяин это сделает при постановке на учёт.
- смена на мотор с большей мощностью. Такая манипуляция – это уже изменение конструкции. Ответ на вопрос: нужно ли регистрировать в ГИБДД замену – утвердительный.
Рассмотрим оба вышеуказанных случая.

Когда требуется оформление замены двигателя в ГИБДД в 2020 году?
Автовладельцу следует помнить о том, что вносить изменения в ПТС после замены двигателя в 2020 году нужно в любом случае. Особенно, это касается:
- Продажи автомобиля.
- Старый мотор не подлежит ремонту или выполненные ремонтные работы не дадут необходимого результата.
- Планируемого вывоза транспортного средства за пределы РФ.
- Собственник желает улучшить технические характеристики своего автомобиля путем замены двигателя на более современную модель. В этом случае следует получить разрешение сотрудника МРЭО на установку агрегата с иными техническими характеристиками и только после этого производить замену и регистрировать изменения в ГИБДД.
- Перед прохождением технического осмотра.
Замена двигателя на аналогичный – оформление в ГИБДД
Если автовладелец планирует заменить старый двигатель в 2020 году на модель с такими же техническими характеристиками, то следует придерживаться определенного алгоритма действий. Процедура переоформления в ГИБДД включает в себя несколько этапов:
- Получение разрешения на проведение данного действия. Для этого необходимо лично прийти в МРЭО.
- Посетить автосервис и произвести замену.
- Посетить ГИБДД и подать инспектору заявление на внесение изменений в ПТС в связи с произведенной заменой двигателя.
- Оплатить госпошлину. Ее размер составит 350р.
- Предоставить транспортное средство для осмотра инспектору.
- Получить на руки готовые документы с внесенными корректировками.
Перед посещением МРЭО не лишним станет проверка номера двигателя по базе ГИБДД в том случае, если планируется установка не нового агрегата. Это позволит избежать неприятной ситуации, если покупателю будет продан мотор с транспортного средства, которое числится в угоне.
Рассматривая варианты замены автомобильного двигателя можно выделить наиболее распространенные из них:
- Новый мотор когда-либо устанавливался в заводских условиях на конкретную модель транспортного средства. При этом вариант комплектации автомобиля существенного значения не имеет.
- Новый двигатель конструктивно близок к старому, но на конкретную модель в заводских условиях не устанавливался.
- Новый силовой агрегат устанавливался на автомобили конкретной марки, однако точки крепления его к кузову ремонтирующегося авто не совпадают.
Рассматриваемые варианты замены автомобильного двигателя отличаются сравнительной простотой, так как позволяют:
- использовать штатные коробки переключения передач;
- сохранить общую архитектуру автомобиля;
- обойтись минимальной перекомпоновкой моторного отсека.
Как переоформить двигатель
Если водитель хочет полностью изменить конструкцию автомобиля, поставить новый двигатель с меньшим или большим объемом, то ему предстоит пройти долгий процесс переоформления. Основные этапы включают:
- обращение в ГИБДД с заявлением на внесение в конструкцию транспортного средства изменений;
- обязательное получение подтверждения о возможности замены мотора на новый, а также порядок установки двигателя – выдается экспертной лицензированной организацией (можно узнать в МРЭО);
- замену агрегата лучше доверить специализированному центру, который подает заявление-декларацию на переоборудование ТС;
- прохождение технического осмотра и получение диагностической карты;
- подготовка полного пакета документов, предоставление их в отделение ГИБДД вместе с автомобилем к осмотру;
- оплата госпошлины и запись на прием в МРЭО ГИБДД (можно сделать через портал ГОСУСЛУГИ или МФЦ).
Допускается самостоятельная замена двигателя. В таком случае получить образец заявления-декларации и руководство по заполнению можно у юристов нашей компании.

Основные заблуждения и простые формы решения вопроса с регистрацией ДВС
Большинство автолюбителей уверяют, что при постановке машины на учет или при прохождении ТО работники ГИБДД не имеют никакого права требовать предоставить к осмотру номер силового агрегата. Они расценивают подобные требования как противоправные по отношению к владельцу и считают, что сотрудник МВД должен понести наказание за превышение своих полномочий. Это одно из распространенных заблуждений – не смотря на множество послаблений, мотор остается номерным агрегатом.
Да, теперь номер ДВС не указывается в свидетельстве о регистрации, но в ПТС (паспорте транспортного средства) и в системе автоматического учета эти данные фигурируют наравне с:
- нумерацией кузова или шасси;
- цвет автомобиля;
- тип и объем силовой установки.
Изменения в конструкции: есть или нет?
Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2021 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Дело в том, что номер мотора, маркировка и любые другие сведения о нем, кроме мощности, не относятся к регистрационным данным. Они указываются лишь в паспорте ТС, а его водитель с собой возить не обязан.
Вот и получается, что сверить соответствие номера и маркировки инспектор в дорожных условиях не сможет. Изменения в госреестр вносятся, но только при последующем обращении в ГИБДД по иной причине, специально «сдаваться» с новым мотором не нужно. Но это, уточним, касается только идентичного, «юридически чистого» двигателя, без перебитых номеров, розысков и прочих проблем.
Иная ситуация, если новый мотор мощнее или, наоборот, слабее прежнего.
Мощность двигателя – один из регистрационных реквизитов ТС (пп. 9 п. 2 ст. 11 ФЗ № 283 «О государственной регистрации ТС в РФ»), отображается в свидетельство о регистрации (его водитель возить с собой обязан).
Если она меняется, это признается внесением изменений в конструкцию автомобиля. И тогда владельцу придется пройти все 7 кругов оформления замены двигателя на более мощный через Ростехнадзор и ГИБДД.
Исходя из трактовки нового закона выше, можно извлечь 2 главных вывода:
По состоянию на 2021 год это именно так и работает, но только в том случае, если двигатель стоит такой же модели, мощности и с такими же иными характеристиками. При замене мотора на аналогичный по этим параметрам, вам при регистрационных действиях просто должны вписать новый номер в ПТС. Кроме того, обратите внимание, что обязанности у вас специально менять регистрационные данные после замены нет – это может сделать, например, новый владелец автомобиля после вашей продажи ему машины. И именно так на практике чаще всего и происходит.
Такое положение дел прямо диктует пункт 52 ППРФ №1764, который указывает, что:
Изменение конструкции в данном случае как раз происходит за счёт того, что вы ставите двигатель другой модели и/или отличных характеристик от вашей модели автомобиля. Причём, на практике 2021 года сотрудники ГИБДД отказывают в регистрации и в том случае, если, например, мотор ставился на вашу модель, но в вашей комплектации должен стоять совершенно другой по параметрам.
Что будет, если не зарегистрировать подлежащий дополнительному оформлению двигатель
Ответственность за несанкционированную установку ДВС иного типа, чем рекомендованные заводом-изготовителем, наступает по части 1 статьи 12.1 КоАП:
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Если же и после его уплаты собственник автомобиля не пройдет процедуру регистрации детали, в следующий раз ему придется отдать 5000 р. или остаться без водительских прав на 1 — 3 месяца.
Обнаружиться отсутствие легализации ДВС может в ходе досмотра автомобиля инспектором, имеющим право оценивать техническое состояние машины. Сложности это создает и при прохождении ТО, необходимого для получения диагностической карты и страхового полиса.
В ходе осмотра при переоформлении ТС на нового владельца с 2017 года номер двигателя не должен сверяться. Но скрупулезный сотрудник ГИБДД может увидеть не только это несоответствие, но также и то, что установлен двигатель, подлежащий регистрации. И откажется оформлять машину. А прежнюю регистрацию аннулирует.