Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету
Статьей 15.11 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании указанной нормы должностные лица организации – руководитель или главный бухгалтер – могут быть оштрафованы за грубое нарушение требований к бухучету.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимается:
- занижение сумм налогов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухучета;
- искажение любого показателя бухгалтерской отчетности на 10 % и более;
- отражение в бухучете фиктивных операций и объектов;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;
- составление фиктивной отчетности;
- отсутствие первичных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, а также аудиторского заключения (если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Искажение показателей отчетности
Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции). В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности). Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.
Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности |
Признаки искажения в отчетности |
|
Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату |
Занижение сумм налогов, взносов и сборов |
|
Незначительное |
– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.; |
На сумму до 100 тыс. руб. |
Значительное |
– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.; |
На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. |
Грубое |
– более чем на 10%; |
На сумму свыше 1 млн руб. |
Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность
Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.
Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:
- ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
- принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
- формирование отчетности не на базе данных бухучета;
- занижение сумм налогов на 10% и более;
- искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
- отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.
Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.
Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:
- должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
- компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).
Грубые нарушения в бухучете
Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?
Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:
- занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
- искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
- регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
- подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
- отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.
Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Отчетность в органы статистики
В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.
Рассмотрим нарушения правил бухгалтерского учета, которые признаются арбитражными судами грубыми:
- систематические ошибки. Если организация несвоевременно или неправильно отражает на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственные операции, денежные средства, ценности, нематериальные активы и финансовые вложения, то она, безусловно, совершает ошибку, а если подобные нарушения допускались систематически, то эта ошибка признается грубой.
Например, организация была наказана согласно п. 2 ст. 120 НК РФ за систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2006 N Ф09-2199/06-С7 по делу N А60-20322/05).
При этом систематическим является нарушение, совершенное как минимум два раза в течение календарного года. Как известно, календарный год длится с 1 января по 31 декабря. Отсюда следует, что если организация допустила первую ошибку в декабре 2006 г., а вторую — в январе 2007 г., то она не может быть наказана за грубое нарушение правил бухгалтерского учета;
- отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Арбитражный суд установил по одному из дел, что у налогоплательщика отсутствовали счета-фактуры, а также первичные бухгалтерские документы, подтверждавшие операции по реализации за 2003 г. Поэтому суд признал правомерным привлечение организации к ответственности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2006, 28.06.2006 N Ф03-А73/06-2/2293 по делу N А73-14432/2005-18).
Привлечение налогоплательщика к ответственности, согласно п. 2 ст. 120 НК РФ, возможно только в том случае, если ошибки допускаются в течение более одного налогового периода. Так, арбитражный суд установил, что неотражение полученных единовременно сумм внереализационных доходов в Отчете о прибылях и убытках было допущено налогоплательщиком однократно в отчетном периоде. Стало быть, отсутствовал квалифицирующий признак состава вменяемого обществу правонарушения — систематический характер. Поэтому суд отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2006 N А33-17117/05-Ф02-860/06-С1 по делу N А33-17117/05).
Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса отражен и в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2006 N Ф04-4846/2006(25099-А45-14) по делу N А45-307/04-СА39/84, ФАС Московского округа от 13.09.2006, 14.09.2006 N КА-А40/8597-06 по делу N А40-85206/05-4-429.
Проиллюстрируем вышеприведенное на примере, взятом из судебной практики (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2006 по делу N А82-9374/2005-99).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.01.2001 N 6-О «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» указал на то, что ст. ст. 120 и 122 НК РФ предусматривают ответственность за похожие нарушения. Так, в п. 1 ст. 122 НК РФ тоже говорится о занижении налоговой базы. Получается, что к организации, которая не уплатила налог, могут быть применены санкции (штраф) одновременно по двум статьям — 120 и 122 НК РФ, то есть она будет наказана дважды за одно и то же. В то же время никто не может быть привлечен к ответственности повторно за совершение одного и того же правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). Поэтому положения п. 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ не должны применяться одновременно. Суд вправе оштрафовать организацию только по одной из этих норм.

Отчетность в органы статистики
В органы государственной статистики все организации, в том числе и казенные, бюджетные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации, влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП – наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Отражение на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета свершившихся фактов хозяйственной жизни в полном объеме, ведение учета в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а также проведение сверок взаиморасчетов и инвентаризаций для своевременного выявление и исправления допущенных ошибок являются основой для формирования достоверной отчетности. Следует отдельно упомянуть о необходимости организации налогового учета казенными и бюджетными учреждениями при наличии налогооблагаемой базы (предусмотренных НК РФ хозяйственных операций и имущества). От своевременности указанных действий нередко зависит и соблюдение сроков представления всех видов отчетности.
Гражданско-правовая ответственность наемного бухгалтера за нарушения
В прошлом была распространена практика привлечения сторонних бухгалтеров на условиях гражданско-правовых договоров не только по причине возможной экономии времени сотрудника и средств работодателя, но и за счет намного меньшего уровня ответственности наемного бухгалтера. Тем не менее, сейчас предусмотрена возможность привлечения наемных бухгалтеров как к уголовной, так и к административной ответственности в общем порядке.
Лицо, сотрудничающее с работодателем по гражданско-правовому договору в качестве бухгалтера, не может привлекаться к ответственности при помощи дисциплинарных взысканий – их применение допускается исключительно в отношении находящихся в штате и официально трудоустроенных сотрудников.
Тем не менее, наемный бухгалтер может быть привлечен к гражданской ответственности за нарушение нормативов ГК РФ, а также отдельных пунктов заключенного договора. Но только в случае, если таковая возможность привлечения бухгалтера к ответственности не противоречит законодательству.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов
Любая коммерческая деятельность ставит перед собой цель – максимизация прибыли и минимизация издержек, но данная цель должна выполняться в рамках существующего правого законодательства. Каждая хозяйственная операция должна быть корректно отражена с учетом всех норм налогового и бухгалтерского учета, что в последствие будет основанием для расчета налоговой базы. Любое нарушение, связанное с отражением хозяйственных операций, может привести к искажению налогооблагаемой базы и как следствие привести к проблемам со стороны исполнительных органов власти. К таким нарушениям относятся:
- Отсутствие или некорректное оформление первичной документации, принимаемой к учету. Это обычно приводит к несвоевременному отражению хозяйственных операций или искажению данных, внесенных в базу;
- Систематический (умышленный) некорректный учет операций, связанных с основной деятельность организации и сформированных для нужд налоговой и бухгалтерской отчетности. Данные нарушение могут привести к искажению экономического результата хозяйственной деятельности и сокрытию налогов от бюджета.
Штрафные санкции за нарушение правил учета доходов и расходов: административная ответственность
Помимо обязательств перед налоговой службой, организация должна исполнять свои обязательства перед всеми органами исполнительной власти в противном случае возникает административная ответственность. Поэтому к грубым правонарушениям относятся не только искажением суммы налога подлежащего уплате, но и искажение учета операций для данных бухгалтерской отчетности, а также экономических показателей финансовой документации. Со стороны уполномоченных органов власти после фиксирования правонарушения могут быть наложены штрафные санкции на организацию:
- За грубое административное нарушение на исполнителя накладывается штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
- За повторное нарушение уже зафиксированного факта накладывается штраф от 10 до 20 тысяч рублей или отстранение от исполнения должностных обязанностей на срок до двух лет.
Исправления в годовую бухгалтерскую отчетность вносятся только по существенным ошибкам. Это такие ошибки, которые могут привести к искажению общей картины о финансово-экономическом положении компании, повлечь за собой принятие неверных управленческих решений учредителями.
Как определить существенность ошибки, организация закрепляет в учетной политике. Можно, к примеру, прописать: «ошибка признается существенной, если ее значение искажает показатель любой строки отчета более, чем на 10 %».
Для исправления все показатели бухгалтерской отчетности нужно пересчитать с таким условием, как если бы обнаруженная ошибка никогда бы не совершалась. Такой способ называется ретроспективный метод пересчета. Фирмы, которые ведут упрощенный бухучет, вправе не применять ретроспективный метод пересчета.
Рассмотрим подробнее типовые ошибки в бухгалтерской отчетности.
Ответственность за нарушения налогового законодательства
Ю. Утропов , аудитор ООО «ЛЕКС Аудит»
До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов. Это прежде всего — Закон РФ от 27.12.92 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР от 21.05.92 «О Государственной налоговой службе РСФСР», Закон РФ от 24.06.93 «О Федеральных органах налоговой полиции», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ). В отношении таможенных пошлин — Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.
Понятие налогового правонарушения.
В статье 106 Кодекса дано понятие налогового правонарушения, которым признается «. виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим кодексом установлена ответственность».
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (достигшие шестнадцатилетнего возраста). Причем никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
Особенно важно отметить, что со вступлением в силу Кодекса каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения (если он сам, конечно не признает себя виновным и не заплатит штраф), пока его виновность не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как обязанность по доказательству факта налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, причем все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу. Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.
Вина при совершении налогового правонарушения.
В статье 110 Кодекса предусмотрены две формы вины: умышленная и неосторожная. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется как вина ее должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).
Статьями 111 и 112 установлен целый ряд обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающих вину лица в его совершении (стихийные бедствия и непреодолимые обстоятельства, болезненное состояние налогоплательщика в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, выполнение письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом). Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае сумма наложенного штрафа увеличивается на 100 процентов. Определено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения более строгой санкции менее строгой, как это было возможно ранее.
Давность привлечения к ответственности, основания, санкции Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Что касается штрафных санкций, то налоговые органы могут обратиться в суд с иском об их взыскании не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115).
Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
По нашему мнению, сейчас, когда отчеты сдаются по почте или принимаются обезличенно в одном из помещений налоговой инспекции, нет гарантии того, что у отдельных налоговых инспекторов не возникнет соблазна «не заметить» нарушений при камеральной проверке, а выявить их лишь при приёме годовых деклараций или при выездной проверке через несколько лет. К сожалению каких-либо мер ответственности по отношению к налоговым инспекторам за это не предусмотрено.
Не урегулирован и вопрос относительно мер ответственности за отказ налоговых инспекторов предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений консультацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Конкретный размер административного штрафа исчисляется в зависимости от вида совершенного правонарушения, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения. В отношении налоговых правонарушений действует положение о том, что виновными признаются должностные лица, чьи права и обязанности непосредственно связаны с определением размера и условий налогообложения, то есть руководитель организации и главный бухгалтер. Они и могут в ряде случаев подлежать административной ответственности, даже если неуплата налога (сбора) произошла из-за умышленных действий его работников.
Стоит напомнить и об уголовной ответственности. Согласно части 1 статьи 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Согласно части 2 указанной статьи то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет. Уклонение от уплаты налога или сбора признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплата превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.
Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на неё процентами, равными процентной ставке рефинансирования Банка России,. действовавшей в период со дня взыскания этой суммы, по день фактического возврата. Организация имеет право на обращение с иском в суд на неправомерные действия налоговых органов и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
Ответственность за несвоевременное представление отчётности
Организации на любой системе налогообложения в настоящее время обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года (с учетом всех изменений).
Бухгалтерское обслуживание ООО от 1 667 руб./мес
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах: отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, иные приложения (пояснения).
Скачать отчет об изменениях капитала Скачать отчет о движении денежных средств
В то же время организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, формируют меньшее количество отчётных документов. На практике такие предприятия представляют бухгалтерскую отчётность без приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах.
Согласно приказу Минфина РФ № 66н от 2 июля 2010 года, малые предприятия формируют и подают приложения к балансу и отчёту о финансовых результатах лишь в случае наличия в этих приложениях сведений, без которых невозможно объективно оценить финансовое состояние организации (по аналогии с формированием пояснений к отчетности)
Кроме того, обычные организации при заполнении формы отчёта о финансовых результатах используют бланк из Приложения №1 к приказу Минфина РФ № 66н от 2 июля 2010 года; малые предприятия — бланк из Приложения №5 к этому приказу.
Скачать приложение №1 отчета о финансовых результатах
- При подготовке отчётности необходимо помнить об ответственности в случае нарушения сроков представления отчётных форм и иных действий, связанных с несоблюдением порядка их формирования.
- Технологичный аутсорсинг бухгалтерии от 1 667 руб./мес
- В соответствии с действующим законодательством за непредставление или несвоевременное представление декларации предусмотрена ответственность:
- налоговая и административная — в отношении организации;
- административная — в отношении должностных лиц организации.
- За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности суд (по заявлению налоговой инспекции) может привлечь данных лиц к ответственности в виде штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.;
- за непредставление (несвоевременное представление) в территориальное отделение Росстата обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.;
За непредставление (несвоевременное представление) в территориальное отделение Росстата обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 3000 руб. до 5000 руб.
Какую ответственность предусматривает законодательство в случае искажения отчётных данных?
За грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения налоговая инспекция может оштрафовать организацию в размере:
- 10 тыс. руб. – если правонарушения совершены в течение одного налогового периода;
- 30 тыс. руб. – если правонарушения совершены в течение более одного налогового периода;
- 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. – если правонарушения привели к занижению налоговой базы.
- За грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, суд по заявлению налоговой инспекции может привлечь должностное лицо организации (например, руководителя) к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5000 руб. до 10 тыс. руб.
- За повторное совершение данного правонарушения предусмотрены штраф от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Вместе с тем, существуют основания для освобождения должностного лица от этой административной ответственности.
Одна их уникальных особенностей системы «Моё дело» — наличие полной базы актуальных бланков, нормативных и законодательных актов по бухучёту и налогообложению. Все данные обновляются в онлайн-режиме, обеспечивая Вам возможность круглосуточно пользоваться действующими формами документов, а также законами, положениями, распоряжениями, приказами.
Сервис «Моё дело» позволяет формировать любые отчётные формы и документы на общей системе налогообложения (ОСНО), УСН и ЕНВД. Большинство бланков заполняются автоматически, что сводит к нулю вероятность ошибок, которые часто возникают при ручном составлении документов.
Когда точно оштрафуют
Приблизимся к жизни и приведем несколько случаев, с которыми сталкиваются многие бухгалтеры (см. таблицу).
Тип грубого нарушения бухгалтерского учета | В чем выражается |
Нет нужной «первички» | Бухгалтер взял на учет ценности по сделке накладных (ТН, ТТН) и договора с продавцом |
Ошибка в бухгалтерском учете привела к снижению суммы налога | Специалист неправильно установил первоначальную стоимость ОС. Это повлияло в итоге на налог на имущество организаций: он на 10% меньше реальной величины |
По причине ошибки показатель в бухгалтерской отчетности неверен на 10% или больше | Фирма не формирует в бухучете резерв по сомнительным долгам. В итоге, в балансе величина активов – неправильная |
В регистрах есть мнимые объекты | Бухгалтер учел затраты на строительные работы, которых вообще не проводилось |
В регистрах фигурируют притворные сделки | К примеру, начальство решило прикрыть аренду помещений взносами учредителей в основной капитал |
Налицо разница между движением по счетам и данными в регистрах бухгалтерского учета | Типичный пример «серой» и/или «черной» зарплаты |
Несовпадение бухотчетности и данных из регистров | Иногда такое делают, чтобы повысить шансы компании на получение в банке заемных средств |
Хранение бухгалтерских документов меньше установленных законом сроков | Так избавляются от ОС: списали с баланса, договор на его покупку «потерян навсегда» |