Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономическая сущность налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
III. Безвозмездные поступления
Виды возможных безвозмездных поступлений в региональные и местные бюджеты устанавливает пункт 4. Статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
«..К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования…».
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
-
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
-
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
-
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
-
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
-
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
-
-
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Существуют различные классификации налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).
В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида:
· федеральные налоги (на уровне России);
· региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);
· местные (на уровне органа местного самоуправления).
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:
1) Налог на добавленную стоимость
2) Акцизы
3) Налог на прибыль организации
4) Налог на доходы физических лиц
5) Государственная пошлина
6) Водный налог
7) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
8) Социальные платежи
9) Налог на добычу полезных ископаемых
10) Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
Рассмотрим некоторые из них.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.
Налогоплательщиками НДС признаются:
- лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
- индивидуальные предприниматели.
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.руб., налоговый период составляет один квартал.
Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:
0% — для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
10% — для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров
18% — для остальных товаров.
Еще одним важным источником бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Он был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации. Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся законодательной базой.
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.
В настоящее время объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.
В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.
В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, зачисляется: 2 % — в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Общегосударственные финансы;
Финансы государства — это система денежных фондов, которое имеет государство и, которые направлены на финансовое обеспечение ее функций: управление, оборону, социальные гарантии, охрану окружающей среды и др. Государственные финансы включают в себя механизм мобилизации ресурсов и их сосредоточения в распоряжении государства, подобно барометру отображают состояние экономики. Одновременно они служат мощным рычагом влияния на экономику и темпы ее развития, состояние экономики. Одновременно они служат мощным рычагом влияния на экономику и темпы ее развития.
Государственный бюджет — система денежных отношений, которая возникает между государством, с одной стороны, и предприятием организациями и населением, с другой, с целью формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения денежных потребностей. Другими словами — это ежегодный баланс поступлений и выдач, который разрабатывают государственные органы активного влияния на экономический процесс и повышение его эффективности.
Как выражение совокупности финансовых отношений и форм формирования распределения и использование централизованных форм денежных средств бюджетная система Украины включает в себя Автономную республику Крым и местные бюджеты: областные, районные, городские, поселковые и сельские. Все они имеют две части: доходы (поступления) и выдачи (выплаты). Формирование доходов осуществляется с помощью денежных отношений, которые связаны с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта.
Отдельным участком государственных финансов выступают внебюджетные фонды, которые отделены от государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Одновременно относительно общего руководства они управляются исполнительной и законодательной властями и местными органами. Ведущими внебюджетными фондами являются: фонд Чернобыля, фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости. Сейчас формируется много внебюджетных фондов такого целевого назначения, как инновационный, природоохранный, фонды регионального развития и др.
Внебюджетные фонды формируются за счет целевых отчислений и других источников. Это могут быть также добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, доходы от займов и денежно-вещевых лотерей. Сосредоточенные в этих фондах средства гарантированно используются по своему назначению. Этого не может обеспечить государственный бюджет, где средства, поступающие обезличиваются, особенно при условии экономической и финансовой нестабильности, лишь на покрытие общих потребностей. Автономный статус внебюджетных средств, наоборот, дает возможность гарантированно и своевременно финансировать, скажем, социальные мероприятия. Эти фонды значительно меньше регламентированы, чем средства бюджета, меньше контролируются органы власти, а изменения в направлениях их использования не требуют законодательного оформления, что дает возможность оперативно использовать внебюджетные средства. Однако такое функционирование внебюджетных фондов достаточно часто способствует низкой эффективности их использования. Одновременно их численность приводит к нагнетанию такого налогового процесса, что подрывает сам сенс производственно- хозяйственной деятельности. Каждый бюджет имеет свои собственные источники доходов. В частности источниками доходов государственного бюджета является: налог с оборота, налог на прибыль предприятий, объединений, организаций, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности: поступления от денежно-вещевой лотереи и др., которые дают возможность обеспечивать превышение поступлений государственного бюджета Украины над выдачами и этим осуществлять политику стабилизации экономики и финансов.
Государственные выдачи — это совокупность денежных отношений, которые складываются в процессе распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов для финансирования основных затрат общества. Основными принципами организации выплат являются: плановость, целенаправленность, эффективность использования средств, безвозвратность затрат, выделенных средств и поддержание экономики.
Специфическую составную часть государственных финансов составляют отношения государственного кредита. Эти отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования государственных выдач. Данное привлечение происходит на финансовом рынке путем эмиссий облигаций, казначейских облигаций и других видов государственных бумаг. Финансовый рынок, кроме этого, играет координирующую роль в регулировании рыночных отношений, помогает перераспределять ресурсы в отраслевом и территориальном разрезах.
Основными формами государственного кредита являются государственные займы и казначейские обязательства. Они дают возможность в сжатые сроки мобилизовать денежные средства и цивилизованным образом покрывать финансовые затраты экономического и социального развития, бюджетный дефицит, способствовать разрешению проблемы денежного оборота и инфляции. Последнее становится возможным потому, что такое влияние денежной массы уменьшает ее давление на потребительский рынок. Следовательно, умелое использование средств государственного кредита способно ускорить экономическую и финансовую ста��илизацию и является одним из способов формирования системы государственных финансов.
Структура бюджета страны характеризуется не только составом доходов и выдач, а и строением бюджетной системы, которая включает в себя всю совокупность бюджетов, которые образуются в стране. В основе бюджетной системы каждой страны закладывается ее административно-территориальное разделение. Именно оно определяет вертикальную структуру государственных органов власти и структуру соответственных фондов, которые составляют финансовую базу их функционирования. Сам характер взаимоотношений между бюджетами различных уровней может строиться на основе единства, когда вся совокупность бюджетов составляет единое целое и по доводам, и по выплатам, и на основе автономии бюджетов, которая предусматривает, что каждый бюджет имеет свою доходную часть и свои выдачи. Местным органам предоставляются широкие права в установлении местных налогов, в определении статей расходов местных бюджетов. Характернейшими их чертами стали самостоятельность, самофинансирование, независимость от высшего уровня органов управления. Это означает, что каждый местный бюджет должен заботиться о своей экономической базе, поддерживать свободное предпринимательство, инициативу, развивать инфраструктуру своего региона и др. Основными статьями расходов местных бюджетов являются затраты на охрану здоровья, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое оборудование.
Все участники бюджетной системы имеют необходимые доходы. Закрепленные ими для сбалансированности поступлений и выплат. Одновременно в определенных условиях для сбалансированности бюджетов могут использоваться дотации, субсидии и субвенции.
Большинство государственных расходов (за исключением административно-управленческих) должно стимулировать спрос на факторы производства, повышать эффективность их использования и непосредственно увеличивать их накопление в стране. В этом заключается сущность позитивной взаимосвязи налогов, обеспечивающих государственные доходы, государства, осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы, общества, улучшающего свое социальное самочувствие за счет гарантированного объема публичных благ, и экономики, формирующей базу для налогообложения и получающей за счет государственных расходов стимулы для своего развития.
Однако эта взаимосвязь не всегда бывает столь позитивна. Она бывает нейтральной, когда расходование государственных средств осуществляется неэффективно либо средства распыляются между секторами экономики, объективно не нуждающимися в них, и при этом не оказывают сколько-нибудь заметного воздействия на социально-экономическое развитие страны.
Следует понимать, что позитивный характер данной взаимосвязи начинает проявляться не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько при активности и эффективности государства в реализации социальных функций.
Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широкого спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике.
Таким образом, в современных условиях логичным будет вывод о необходимости восприятия не столько экономической, сколько социально-экономической сущности налогов. Такой подход с уверенностью можно охарактеризовать как более продуктивный для формирования толерантного отношения к ним. Если экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии государством части валового продукта в свою пользу для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета), т.е. выступает как средство обеспечения расходов государства, то социально-экономическую сущность налогов следует определить как перераспределение государством определенной части валового продукта, достаточной для обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.

Региональные бюджеты. Их особенности и распределение
Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:
- налоги на приобретенные объекты недвижимости;
- на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
- так называемые транспортные и дорожные налоги;
- налоги на игорный бизнес;
- лицензионные ежемесячные сборы.
Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.
Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.
В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.
Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.
При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.
Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.
Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:
- Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
- Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
- Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.
Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.
По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.
Формирование регионального бюджета и его функции
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.
В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
1) собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
2) регулирующие налоговые доходы, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами РФ;
3) государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Доходы местных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам или нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.
Правовые акты органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах их компетенции, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в акты о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год.
Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете. Они определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.
- Ответы на лан-тестинг по финансам
- Ответы на КОПРы по финансам
- Ответы на тестовые вопросы по финансам
- Ответы на тест по финансам
- Правильные ответы тест по финансам
- Ответы на LAN-Testing по Финансам
- Тесты по финансам с ответами
- Лан-тестинг по финансам с ответами
- LAN-Testing по финансам с ответами
- LAN-Testing с ответами по финансам
- Тесты по Финансам с ответами для студентов
- Тесты с ответами по дисциплине Финансы
- Контрольная по правоведению задачи 28, 33, 34, 35
- Полные тесты по Страхованию
- Контрольный тест по финансам
- Ответы на тест по Страхованию для экономистов
- Страхование тесты с ответами
- Тест с ответами по макроэкономике для студентов
- Тесты по Философии для студентов с ответами
- Финансы ответы на тест за 2 курс
Первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств образовались в IV—VII вв.
С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов.
На территории восточных славян первое устойчивое государственное образование из состава русских племен исторически сложилось к 882 г. вокруг древнейшего города Киева. Во главе его стоял великий князь, а во главе земель, входящих в Киевскую Русь, стояли князья, которые платили в казну великого князя дань и другие подати. Великий князь и князья при себе имели значительные по численности дружины, которые совместно с народным ополчением защищали границы княжеств и ходили в походы на другие княжества. Казна великого князя формировалась за счет двух источников: доходов, поступающих из казны князей-феодалов; доходов, поступающих от подданных своего княжества.
Казна князя-феодала формировалась за счет одного источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий князь и князья средства казны расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Средства бюджета субъекта Федерации являются государственной собственностью и образуют второй уровень государственных финансов. К региональным бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга. Свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, представляет собой консолидированный бюджет субъекта РФ.
Как экономическая категория бюджет субъекта федерации — это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, проживающим на территории субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Для реализации этих отношений орган власти субъекта Федерации наделяется полномочиями по формированию и расходованию определенных денежных фондов. В Российской Федерации помимо основного централизованного фонда денежных средств — регионального бюджета субфедеральные органы осуществляют формирование и исполнение государственного территориального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования, им также разрешено привлекать для финансирования дефицита своего бюджета заемные источники. Таким образом, структура финансов субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ, внебюджетные фонды субъектов РФ, финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования общественных территориальных потребностей в форме государственного кредита субъекта РФ. Однако основным источником ресурсов региональных властей остается бюджет.
По финансово-организационному признаку бюджет субъекта РФ — это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта РФ) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Он представляет законодательно утвержденную роспись доходов и расходов денежного фонда. Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации — это финансово-правовой акт субъекта РФ, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта РФ денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта. Экономическая сущность бюджетов субъектов федерации проявляется в следующих их функциях:
1) формирование финансовой базы органа власти субъекта РФ для реализации государственных полномочий на своей территории, в том числе для реализации публичных обязательств перед населением;
2) обеспечение сбалансированного и комплексного развития экономики региона через выравнивание условий социальноэкономического развития отдельных поселений;
3) реализация инвестиционного потенциала в регионе за счет финансирования бюджетных инвестиций в региональные проекты;
4) обеспечение реализации внутрирегиональных социальных программ, т. е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов;
5) формирование инфраструктуры территории (дорожное хозяйство, транспорт и т. п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;
6) рациональное использование природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории;
7) поддержание сбалансированности местных бюджетов, находящихся на территории субъекта Федерации как основного условия стабильности финансовой системы региона в целом.
От выполнения этих функций в ходе реализации бюджетной политики субъекта Федерации во многом зависит соблюдение баланса общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность общества.
Бюджеты субъектов Федерации — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируются расходы по развитию отраслей производственной и социальной сферы, обеспечивающие повышение благосостояния народа.
Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также значительной доли межбюджетных поступлений от федерального бюджета.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — это бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Методы бюджетного регулирования
По мере развития государства менялись методы бюджетного регулирования, методы и способы распределения доходов между уровнями бюджетной системы. Для бюджетных систем многих государств вплоть до середины XX в., в том числе дореволюционной России, типичной была горизонтальная модель распределения доходов между бюджетами: за государственным бюджетам и бюджетами территориальных образований (земскими, городскими) закреплялись свои налоги и сборы, территориальные бюджеты не включались в государственный бюджет, отсутствовала правовая база перераспределения функций должностных лиц государства и территориальных органов власти в отношении бюджетных прав и ответственности.
Все это затрудняло, исключало оказание финансовой помощи территориальным образованиям непосредственно из государственного бюджета.
С одной стороны, такая модель образования доходной части бюджета обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти от вышестоящих инстанций, но с другой — порождала крайнюю неравномерность развития регионов и социальную обеспеченность граждан ввиду неравномерности расселения населения и развитости инфраструктуры регионов в экономическом отношении.
Первый шаг к устранению данного недостатка был сделан СССР в 1931 г. С этой целью Наркомат финансов включил в государственный бюджет веерную модель распределения бюджетных доходов. Суть веерной модели состояла в том, что за каждым звеном бюджетной системы закреплялись определенные виды налогов, вводился механизм регулирования в виде долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных налоговых и неналоговых доходов.
Веерная модель позволяла регулировать не только социальную сферу, но и экономическую (развитие промышленности, сельского хозяйства), политическую (подготовка территории к обороне, обеспечение безопасности), системы образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Преимущество веерной модели состояло и в том, что:
- достигалось единство и целостность бюджетов всех уровней и единство всех органов власти уровней бюджетной системы в вопросах развития территорий;
- создавался механизм оказания финансовой помощи всем территориям не только в их развитии, но и в случае стихийных бедствий и иных непредвиденных обстоятельств;
- появились рычаги регулирования экономической и социальной сфер в вопросах развития регионов и воздействия на жизнь населения.
Однако веерной модели присущи и недостатки:
- низкая доля собственных доходов в территориальных и местных бюджетах ввиду недостаточности собственных налоговых и неналоговых источников пополнения бюджетов;
- велик элемент субъективизма всех уровней власти бюджетной системы при распределении величин (процентов) отчислений от налогов и сборов в нижестоящие бюджеты и зависимости от них;
- модель способствует развитию иждивенчества отдельных территорий, стремящихся получить средства из вышестоящего бюджета в целях развития своего территориального образования без учета благоприятных местных факторов, недостаточной организационной работы и продуманной региональной бюджетной политики;
- велики встречные и неоправданные потоки движения финансовых ресурсов вверх с территориальных образований, а затем вниз в нижестоящие бюджеты;
- велика централизация и концентрация денежных ресурсов в вышестоящих бюджетах, что делает нижестоящие звенья бюджетной системы зависимыми от вышестоящего уровня, приводит к порождению негативных явлений и усугублению противоречий между звеньями бюджетной системы.
Преимущества веерной модели СССР распространились на многие страны и с рыночной экономикой. Практически веерная модель перераспределения бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами с некоторыми изменениями и дополнениями характерна и для современной России.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а из бюджетов субъектов Федерации — в местные бюджеты.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Средства бюджета субъекта Федерации являются государственной собственностью и образуют второй уровень государственных финансов. К региональным бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга. Свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, представляет собой консолидированный бюджет субъекта РФ.
Как экономическая категория бюджет субъекта федерации — это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, проживающим на территории субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Для реализации этих отношений орган власти субъекта Федерации наделяется полномочиями по формированию и расходованию определенных денежных фондов. В Российской Федерации помимо основного централизованного фонда денежных средств — регионального бюджета субфедеральные органы осуществляют формирование и исполнение государственного территориального внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования, им также разрешено привлекать для финансирования дефицита своего бюджета заемные источники. Таким образом, структура финансов субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ, внебюджетные фонды субъектов РФ, финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования общественных территориальных потребностей в форме государственного кредита субъекта РФ. Однако основным источником ресурсов региональных властей остается бюджет.
По финансово-организационному признаку бюджет субъекта РФ — это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне субъекта РФ) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Он представляет законодательно утвержденную роспись доходов и расходов денежного фонда. Как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации — это финансово-правовой акт субъекта РФ, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта РФ денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта. Экономическая сущность бюджетов субъектов федерации проявляется в следующих их функциях:
1) формирование финансовой базы органа власти субъекта РФ для реализации государственных полномочий на своей территории, в том числе для реализации публичных обязательств перед населением;
2) обеспечение сбалансированного и комплексного развития экономики региона через выравнивание условий социальноэкономического развития отдельных поселений;
3) реализация инвестиционного потенциала в регионе за счет финансирования бюджетных инвестиций в региональные проекты;
4) обеспечение реализации внутрирегиональных социальных программ, т. е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов;
5) формирование инфраструктуры территории (дорожное хозяйство, транспорт и т. п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей;
6) рациональное использование природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории;
7) поддержание сбалансированности местных бюджетов, находящихся на территории субъекта Федерации как основного условия стабильности финансовой системы региона в целом.
От выполнения этих функций в ходе реализации бюджетной политики субъекта Федерации во многом зависит соблюдение баланса общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность общества.
Бюджеты субъектов Федерации — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируются расходы по развитию отраслей производственной и социальной сферы, обеспечивающие повышение благосостояния народа.
Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также значительной доли межбюджетных поступлений от федерального бюджета.
К числу основных налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты, относятся: поступления от региональных налогов и сборов, в частности налоги на имущество организаций, налоги на игорный бизнес; часть поступлений от федеральных налогов (налоги на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц; некоторые виды акцизов и др.).
Наибольшую долю в доходах региональных бюджетов (свыше 70 %) составляют поступления от федеральных налогов и сборов, особенно от таких прямых налогов, как налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. На долю региональных налогов приходится чуть более 5 % доходов. Как видно, в отличие от структуры доходов федерального бюджета доходная база бюджетов субъектов федерации ориентирована на поступление прямых налогов. Таким образом, уровень бюджетной обеспеченности региональных бюджетов напрямую определяется благосостоянием хозяйствующих в данном регионе субъектов и проживающего в нем экономически активного населения.
Межбюджетные отношения. Бюджетный федерализм в Российской Федерации
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — это бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Методы бюджетного регулирования
По мере развития государства менялись методы бюджетного регулирования, методы и способы распределения доходов между уровнями бюджетной системы. Для бюджетных систем многих государств вплоть до середины XX в., в том числе дореволюционной России, типичной была горизонтальная модель распределения доходов между бюджетами: за государственным бюджетам и бюджетами территориальных образований (земскими, городскими) закреплялись свои налоги и сборы, территориальные бюджеты не включались в государственный бюджет, отсутствовала правовая база перераспределения функций должностных лиц государства и территориальных органов власти в отношении бюджетных прав и ответственности.
Все это затрудняло, исключало оказание финансовой помощи территориальным образованиям непосредственно из государственного бюджета.
С одной стороны, такая модель образования доходной части бюджета обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти от вышестоящих инстанций, но с другой — порождала крайнюю неравномерность развития регионов и социальную обеспеченность граждан ввиду неравномерности расселения населения и развитости инфраструктуры регионов в экономическом отношении.
Первый шаг к устранению данного недостатка был сделан СССР в 1931 г. С этой целью Наркомат финансов включил в государственный бюджет веерную модель распределения бюджетных доходов. Суть веерной модели состояла в том, что за каждым звеном бюджетной системы закреплялись определенные виды налогов, вводился механизм регулирования в виде долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных налоговых и неналоговых доходов.
Веерная модель позволяла регулировать не только социальную сферу, но и экономическую (развитие промышленности, сельского хозяйства), политическую (подготовка территории к обороне, обеспечение безопасности), системы образования, здравоохранения, культуры, спорта.

Подводя итоги данной контрольной работы, можно сделать следующие выводы.
В России основную часть доходов бюджета составляют налоговые доходы, доля которых составляет более 90%. В данной работе охарактеризованы состав и структура основных бюджетообразующих налоговых доходов, таких как: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Основная часть налоговых поступлений обеспечивается за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость.
Для устойчивого функционирования каждому государству необходимо развивать налоговое планирование, целью которого являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат, избежание налоговых санкций, начисления пеней; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок с контрагентами; управление потоками денежных средств; эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования; влияние на законодательные органы власти, налоговые, финансовые органы, защита прав налогоплательщика, в том числе судебная.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. N 2116-I
3. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 543с. – (Высшее образование).
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.
6. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е. Г. Чернова. — М.: Проспект, 2005. — С. 208.
Куда идут налоги с физических лиц – Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства
Хотя все налоговые сборы перечисляются физическими и юридическими лицами на счета государственного органа – Федерального Казначейства, этот орган осуществляет их регулирование и перераспределение по бюджетам трех уровней – федеральному, областному (республиканскому или краевому) и местному. Какая часть налога поступает в тот или иной бюджет, определяется ежегодно, когда Государственная Дума принимает очередной закон о бюджете на предстоящий год или период длиною в несколько лет.
Так, например, налог на прибыль и НДС могут регулироваться по бюджетам всех трех уровней, налог на транспорт и имущество организаций может поступать в областной или краевой бюджет в размере 100%, а земельный налог и налог на доходы физических лиц — полностью перечисляться в местные бюджеты муниципальных образований. Как только из банка поступают сведения о перечислении налогов, а это происходит ежедневно, Федеральное Казначейство обрабатывает их и формирует платежные поручения по бюджетам всех трех уровней, поэтому средства поступают в каждый из этих бюджетов ежедневно.
Государственные бюджетные расходы подробно регламентирует статья 69 Бюджетного Кодекса РФ.
Текущие бюджеты любого из трех этих уровней «сверстываются» заранее, на основании анализа текущих и прогнозирования будущих налоговых отчислений. Поэтому укрывательство налогов является не только финансовым, но и уголовным преступлением, поскольку уменьшает запланированные бюджетами траты на статьи расходов, которые обязаны нести органы власти всех уровней.
Сколько налогов на самом деле платят россияне, и куда их тратит государство?
«Это построено на деньги налогоплательщиков!», «Чиновники жируют за наш счет!», «Куда идут наши налоги?» — такие фразы можно нередко услышать в политических спорах, когда речь заходит об ответственности государства перед гражданами. Но, пишет «Слон ру», в России такое – большая редкость.
Система налогообложения не знакома большей части страны, за исключением налогов на недвижимость и транспорт, которые люди оформляют самостоятельно.
Чтобы оценить бремя налогов в России, нужно, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от платежей граждан.
Во-вторых, нужно представить, что было бы, если бы россияне не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.